Цель нашего сайта:
познакомить детей и родителей, воспитателей и учителей с творчеством художников-иллюстраторов детских книг; ввести ребенка в созданный художниками мир линий и красок, научить видеть их красоту, понимать их язык; повысить уровень художественного восприятия, обогатить творческое воображение, фантазию.
Авторизация
Регистрация

Билибин Иван Яковлевич (1876-1942)

Билибин Иван Яковлевич (1876-1942)
Иван Яковлевич Билибин - русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства», не редко его называют иллюстратором русской сказки.
Один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн родился 4 (16) августа 1876 года в посёлке Тарховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина.
В 1888 году поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 году.
В 1900 году окончил юридический факультет Петербургского университета.
В 1895—1898 годах занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств.
В 1898 году два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене.
Несколько лет (1898—1900 гг.) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем (1900—1904 гг.) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.
В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

И. Я. Билибин разработал систему графических приемов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.

Художник стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчеркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.

Одной из значительных работ Билибина были иллюстрации к "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина. Эта сказка с ее многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Он отразил основные эпизоды пушкинской сказки. Однако между листами серии заметны различные источники стилизации. Иллюстрация с изображением Салтана, заглядывающего в светлицу, отличается эмоциональностью и напоминает зимние пейзажи И. Я. Билибина с натуры. Сцены приема гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента. Лист с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую "Волну" Хокусаи.

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравера. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя ее резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. В зрелый период творчества Билибин отказался от употребления пера, к которому иногда прибегал в ранних иллюстрациях. За безукоризненную твердость линии товарищи шутливо прозвали его "Иван - твердая рука".

В иллюстрациях И. Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа.
Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складываеся строгая система штрихов и точек.
Билибин Иван Яковлевич (1876-1942)
Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи: цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не черным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией.
Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль.

Именно твердой руке И. Я. Билибина принадлежат полюбившиеся всем с детства иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим.




Работы художника


Билибин Иван Яковлевич (1876-1942)

Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке, 1899 г.

Билибин Иван Яковлевич (1876-1942)

Василиса Прекрасная, 1902 г.

Билибин Иван Яковлевич (1876-1942)

Перышко Финиста Ясна-Сокола, 1900 г.

Билибин Иван Яковлевич (1876-1942)

Белая уточка, 1902 г.

Билибин Иван Яковлевич (1876-1942)

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, 1904-1905 г.

Билибин Иван Яковлевич (1876-1942)

Сестрица Аленушка и братец Иванушка, 1901-1902 г.

Билибин Иван Яковлевич (1876-1942)

Вольга: былина, 1903



Ознакомиться с книгами, иллюстрированными Иваном Яковлевичем Билибиным можно в нашей библиотекешаблоны для dleскачать фильмы

Комментарии



Для того чтобы оставить комментарий необходимо зарегестрироваться или авторизоваться