Пивоваров Виктор Дмитриевич (1937 г. р.)
Пивоваров Виктор Дмитриевич (настоящее имя Виталий Дмитриевич), живописец, книжный и станковый график, родился в Москве 14 января 1937 года. Окончил Московское художественно-промышленное училище им. Калинина (1951–1957) и Московский полиграфический институт (1957–1962). После окончания учебы несколько лет посвятил книжной иллюстрации, прежде всего иллюстрации детских книг. «Я думаю, что в идеале детская книжка должна быть такой, чтобы хотелось на ночь её класть под подушку. Она должна и снаружи и изнутри как-то быть соразмерной тебе, должна быть и по руке и по душе…». В 1963 году Пивоваров знакомится со своей будущей женой, Ириной Пивоваровой. Она выступает как автор стихов и сказок, а Виктор становится иллюстратором её произведений. Вместе они подготавливают и выпускают такие детские книги, как «Всех угостила» (Малыш, 1964) - первая книга для детей, проиллюстрированная Пивоваровым; «Паучок и лунный свет»; «Тихое и звонкое»; «Тик и так»; «Два очень смелых кролика» и др. Также Пивоваров иллюстрирует «взрослую» лирику Ирины Пивоваровой: «Слова», «Яблоко», «Разговоры и миниатюры». Это был творческий дуэт двух очень талантливых людей.
В 1967 году выполнил серию монотипий «Искушение Св. Антония», которую считает началом своей творческой деятельности. В этом же году начинает систематически работать в разных графических техниках, а с 1970 года в живописи. В области живописи В. Пивоваров отдает предпочтение тематически связанным концептуальным циклам и сериям картин. Рисунки похожи на схемы, еще больше – на детские рисунки, где тремя цветными карандашами – зеленым, синим, оранжевым – обозначены разные состояния человеческой души. Позднее, вместе с Ильей Кабаковым, обращается к жанру альбома. В начале 70-х годов под впечатлением стендов на железнодорожных станциях создает серию живописи нитроэмалью с заметным влиянием сюрреализма («Синие очки безумного милиционера»). С 1977 года Пивоваров участник многих международных выставок в Москве и Питере, Праге, Чехословакии, Швеции.
Всем известен детский юмористический журнал «Веселые картинки». Он начал выходить с 1956 года. Идея появления «Веселых картинок» принадлежала Ивану Максимовичу Семенову - популярному карикатуристу газеты «Крокодил», народному художнику СССР Он стал первым редактором журнала и создал замечательный художественный образ Карандаша - забавного, доброго и веселого человечка с красным грифелем вместо носа, одетого в нарядную синюю блузу, на голове красовался элегантный берет, а на шее красный бант, ставшего символом журнала. А в 1979 году Виктор Пивоваров создал знаменитый логотип журнала, состоящий из «букв-человечков».
Причем он создавал иллюстрации не только для журнала, но и к самым разным детским сказкам, стихам и рассказам. С тех давних времен Пивоваров сохранил способность говорить просто о самых сложных вещах и ещё более удивительное умение эти непростые вещи рисовать. Позже, одновременно с «большим искусством», художник продолжил занятие детской книжной иллюстрацией, оформив за свою жизнь более 50 книг, изданных огромными тиражами. Несколько поколений советских детей воспитывались на его прекрасных иллюстрациях. Практически все сказки Андерсена, стихи Овсея Дриза, «Чёрную курицу» дети увидели глазами Виктора Пивоварова. Среди его лучших работ в детской книге: Чуковский К. «Тараканище» (М.: Детская литература, 1967); Карем М. «Радость» (1970); Сапгир Г. «Про Фому и про Ерему» (1971), «Красный шар» (1973); Дриз О. «Зеленая карета» (1973), «Мальчик и дерево» (1976); Пивоварова И. «Жила-была собака» (1973); Погорельский А. «Черная курица, или Подземные жители» (1973)»; Андерсен Г.-Х. "Сказки" (1975); Пивоваров В. «Большое и маленькое» (1978); Заходер Б. «Моя Вообразилия (1980); Силверстейн Ш. «Щедрое дерево» (1983) и др.
«Я стал художником для детей,- говорит В. Д. Пивоваров,- наверное, потому, что в моем собственном детстве книг не было. Война была, а книг не было. А после войны, когда вернулись из эвакуации, было радио. Книга вошла в мою жизнь, но не видимая, а слышимая. Оле-Лукойе завораживающим голосом Бабановой пел свою колыбельную песенку, и душераздирающе звенели цепи на руках министра из "Черной курицы". Вот вырос, стал художником и нарисовал то, что запало так глубоко в детстве. Со всем этим теснейшим образом связано мое стремление к иносказанию в детской иллюстрации, к сложному поэтическому взгляду на мир. В общем же плане я считаю, что детская книга, помимо своих утилитарных функций, является также памятником культуры и времени, как и любое произведение искусства. При этом я не вижу принципиальной разницы между монументальной росписью и детской иллюстрацией".
В 1982 году художник переехал в Прагу, где с тех пор живет и работает, пишет картины. Уезжая в Прагу, художник обратился в «Детгиз» с официальным письмом о том, что уезжает по своим личным мотивам в дружественную Чехословакию и просил оставить в действующем резерве издательства. Не оставили. В результате Владимир Пивоваров переключился на литературу взрослую, проиллюстрировал Хлебникова, Пастернака, Вагинова, Холина и Хармса. С современным переизданием детских книг с иллюстрациями Пивоварова ситуация сложная по разным причинам. Однако совсем недавно была переиздана на плотном картоне чудесная книга для малышей «Большое и маленькое» с его иллюстрациями. Со временем, будем надеяться, появятся и другие книги с его волшебными иллюстрациями, рассматривать которые можно почти бесконечно.
В 1967 году выполнил серию монотипий «Искушение Св. Антония», которую считает началом своей творческой деятельности. В этом же году начинает систематически работать в разных графических техниках, а с 1970 года в живописи. В области живописи В. Пивоваров отдает предпочтение тематически связанным концептуальным циклам и сериям картин. Рисунки похожи на схемы, еще больше – на детские рисунки, где тремя цветными карандашами – зеленым, синим, оранжевым – обозначены разные состояния человеческой души. Позднее, вместе с Ильей Кабаковым, обращается к жанру альбома. В начале 70-х годов под впечатлением стендов на железнодорожных станциях создает серию живописи нитроэмалью с заметным влиянием сюрреализма («Синие очки безумного милиционера»). С 1977 года Пивоваров участник многих международных выставок в Москве и Питере, Праге, Чехословакии, Швеции.
Всем известен детский юмористический журнал «Веселые картинки». Он начал выходить с 1956 года. Идея появления «Веселых картинок» принадлежала Ивану Максимовичу Семенову - популярному карикатуристу газеты «Крокодил», народному художнику СССР Он стал первым редактором журнала и создал замечательный художественный образ Карандаша - забавного, доброго и веселого человечка с красным грифелем вместо носа, одетого в нарядную синюю блузу, на голове красовался элегантный берет, а на шее красный бант, ставшего символом журнала. А в 1979 году Виктор Пивоваров создал знаменитый логотип журнала, состоящий из «букв-человечков».
Причем он создавал иллюстрации не только для журнала, но и к самым разным детским сказкам, стихам и рассказам. С тех давних времен Пивоваров сохранил способность говорить просто о самых сложных вещах и ещё более удивительное умение эти непростые вещи рисовать. Позже, одновременно с «большим искусством», художник продолжил занятие детской книжной иллюстрацией, оформив за свою жизнь более 50 книг, изданных огромными тиражами. Несколько поколений советских детей воспитывались на его прекрасных иллюстрациях. Практически все сказки Андерсена, стихи Овсея Дриза, «Чёрную курицу» дети увидели глазами Виктора Пивоварова. Среди его лучших работ в детской книге: Чуковский К. «Тараканище» (М.: Детская литература, 1967); Карем М. «Радость» (1970); Сапгир Г. «Про Фому и про Ерему» (1971), «Красный шар» (1973); Дриз О. «Зеленая карета» (1973), «Мальчик и дерево» (1976); Пивоварова И. «Жила-была собака» (1973); Погорельский А. «Черная курица, или Подземные жители» (1973)»; Андерсен Г.-Х. "Сказки" (1975); Пивоваров В. «Большое и маленькое» (1978); Заходер Б. «Моя Вообразилия (1980); Силверстейн Ш. «Щедрое дерево» (1983) и др.
«Я стал художником для детей,- говорит В. Д. Пивоваров,- наверное, потому, что в моем собственном детстве книг не было. Война была, а книг не было. А после войны, когда вернулись из эвакуации, было радио. Книга вошла в мою жизнь, но не видимая, а слышимая. Оле-Лукойе завораживающим голосом Бабановой пел свою колыбельную песенку, и душераздирающе звенели цепи на руках министра из "Черной курицы". Вот вырос, стал художником и нарисовал то, что запало так глубоко в детстве. Со всем этим теснейшим образом связано мое стремление к иносказанию в детской иллюстрации, к сложному поэтическому взгляду на мир. В общем же плане я считаю, что детская книга, помимо своих утилитарных функций, является также памятником культуры и времени, как и любое произведение искусства. При этом я не вижу принципиальной разницы между монументальной росписью и детской иллюстрацией".
В 1982 году художник переехал в Прагу, где с тех пор живет и работает, пишет картины. Уезжая в Прагу, художник обратился в «Детгиз» с официальным письмом о том, что уезжает по своим личным мотивам в дружественную Чехословакию и просил оставить в действующем резерве издательства. Не оставили. В результате Владимир Пивоваров переключился на литературу взрослую, проиллюстрировал Хлебникова, Пастернака, Вагинова, Холина и Хармса. С современным переизданием детских книг с иллюстрациями Пивоварова ситуация сложная по разным причинам. Однако совсем недавно была переиздана на плотном картоне чудесная книга для малышей «Большое и маленькое» с его иллюстрациями. Со временем, будем надеяться, появятся и другие книги с его волшебными иллюстрациями, рассматривать которые можно почти бесконечно.
Работы художника
Ганс-Христиан Андерсен. Сказки: "Дикие Лебеди".
Ганс-Христиан Андерсен. Сказки: "Дюймовочка".
Ганс-Христиан Андерсен. Сказки: "Огниво".
Ганс-Христиан Андерсен. Сказки: "Пастушка и трубочист"
Ганс-Христиан Андерсен. Сказки: "Принцесса на горошине".
Ганс-Христиан Андерсен. Сказки: "Стойкий оловянный солдатик".
Ганс-Христиан Андерсен. Оле-Лукойе
К. И. Чуковский. Тараканище
К. И. Чуковский. Тараканище
М. Карем. Радость
[i]М. Карем. Радость
Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители
Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители
Иллюстрации в журналах «Мурзилка» и «Веселые картинки»: к стихотворению Л. Кузьмина "Сверчок"
Иллюстрации в журналах «Мурзилка» и «Веселые картинки»: к стихотворению И. Пивоваровой «Веселый дедушка»