Алексей Михайлович Лаптев - художник-график, книжный иллюстратор, поэт.
Все дети и взрослые прекрасно знают портрет озорного малыша Незнайки по книгам писателя Николая Носова, а вот про художника Алексея Лаптева, который первым нарисовал портрет Незнайки, знают не все.
Художник родился в Москве. Его мама всю жизнь посвятила детям. Средств на хорошую бумагу и краски в семье не было, поэтому приходилось обходиться графитными карандашами и маленькими тетрадными листочками. Алеша предпочитал рисовать по воображению (например, иллюстрации к сказкам); приблизительно с семи лет он стал рисовать с натуры. А вот перерисовывать чужие картинки ему было не интересно. В порядке исключения его приняли бесплатно в одну из лучших гимназий города - гимназию Страхова. Его стихией были уроки рисования. Чтобы получить чью-то подсказку Алексей пошел к художнику А. Е. Архипову. Ему не понравилось как он рисует. Хорошо, что мама уговорила его пойти к Василию Михайловичу Васнецову. От него он услышал совсем другое мнение: «Я вижу в вас явное дарование…». Учась в старших классах, Алексей параллельно занимался рисованием и живописью в студии Федора Ивановича Рерберга. Это позволило ему поступить на текстильный факультет ВХУТЕМАСа (Высшие художественные мастерские). А через год он перешел на графический факультет. Алексей Михайлович много работал. В это время он начал сотрудничать с журналами (например «Пионер», в котором читателей развлекал своими приключениями созданный Лаптевым персонаж - пионер Кузька), различными издательствами; выполнял портреты, пейзажи, натюрморты; участвовал в выставках; ездил в творческие командировки. Когда началась Великая отечественная война он стал работать в Московской организации Союза Советских художников: рисовал листовки, плакаты, литографии для «Окон ТАСС». В 1942 году в составе творческой бригады попал на Калининский фронт, позже побывал на Юго-Западном фронте. За цикл фронтовых рисунков в 1944 году художник был удостоен диплома 1-й степени Комитета по делам искусств. После войны Алексей Михайлович выступал одним из инициаторов движения за сохранение памятников старины, работал над деревянными игрушками, увлекся скульптурами из корней, работал над циклами рисунков. Цикл рисунков «Колхозная серия» (1947 г.) был приобретен Третьяковской галереей и долгое время находился в ее постоянной экспозиции.
После этой удачи художнику предложили проиллюстрировать роман Шолохова «Поднятая целина». А потом были замечательные иллюстрации к произведениям Гоголя «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», к басням Крылова, к «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина, множество картинок для журнала «Веселые картинки», было несколько детских книжек, в которых автор выступал в роли не только художника, но и автора. Была книга «В пути…Записки художника», учебные пособия по рисунку «Как нарисовать лошадь» и «Рисунок пером»…И, конечно, образ Незнайки. В 2015 году Издательство «Эксмо» в серии «Ретро-классика» представило книгу «Приключения Незнайки и его друзей» с иллюстрациями А. М. Лаптева (книга есть в Томской областной детско-юношеской библиотеке на младшем абонементе).
Сообщение составила зав. отд. искусств Л. П. Валевская
Художник родился в Москве. Его мама всю жизнь посвятила детям. Средств на хорошую бумагу и краски в семье не было, поэтому приходилось обходиться графитными карандашами и маленькими тетрадными листочками. Алеша предпочитал рисовать по воображению (например, иллюстрации к сказкам); приблизительно с семи лет он стал рисовать с натуры. А вот перерисовывать чужие картинки ему было не интересно. В порядке исключения его приняли бесплатно в одну из лучших гимназий города - гимназию Страхова. Его стихией были уроки рисования. Чтобы получить чью-то подсказку Алексей пошел к художнику А. Е. Архипову. Ему не понравилось как он рисует. Хорошо, что мама уговорила его пойти к Василию Михайловичу Васнецову. От него он услышал совсем другое мнение: «Я вижу в вас явное дарование…». Учась в старших классах, Алексей параллельно занимался рисованием и живописью в студии Федора Ивановича Рерберга. Это позволило ему поступить на текстильный факультет ВХУТЕМАСа (Высшие художественные мастерские). А через год он перешел на графический факультет. Алексей Михайлович много работал. В это время он начал сотрудничать с журналами (например «Пионер», в котором читателей развлекал своими приключениями созданный Лаптевым персонаж - пионер Кузька), различными издательствами; выполнял портреты, пейзажи, натюрморты; участвовал в выставках; ездил в творческие командировки. Когда началась Великая отечественная война он стал работать в Московской организации Союза Советских художников: рисовал листовки, плакаты, литографии для «Окон ТАСС». В 1942 году в составе творческой бригады попал на Калининский фронт, позже побывал на Юго-Западном фронте. За цикл фронтовых рисунков в 1944 году художник был удостоен диплома 1-й степени Комитета по делам искусств. После войны Алексей Михайлович выступал одним из инициаторов движения за сохранение памятников старины, работал над деревянными игрушками, увлекся скульптурами из корней, работал над циклами рисунков. Цикл рисунков «Колхозная серия» (1947 г.) был приобретен Третьяковской галереей и долгое время находился в ее постоянной экспозиции.
После этой удачи художнику предложили проиллюстрировать роман Шолохова «Поднятая целина». А потом были замечательные иллюстрации к произведениям Гоголя «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», к басням Крылова, к «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина, множество картинок для журнала «Веселые картинки», было несколько детских книжек, в которых автор выступал в роли не только художника, но и автора. Была книга «В пути…Записки художника», учебные пособия по рисунку «Как нарисовать лошадь» и «Рисунок пером»…И, конечно, образ Незнайки. В 2015 году Издательство «Эксмо» в серии «Ретро-классика» представило книгу «Приключения Незнайки и его друзей» с иллюстрациями А. М. Лаптева (книга есть в Томской областной детско-юношеской библиотеке на младшем абонементе).
Сообщение составила зав. отд. искусств Л. П. Валевская