Чехонин Сергей Васильевич (1878-1936)
Сергей Васильевич Чехонин - Выдающийся художник-стилист, график, декоратор, театральный художник. Чехонин родился в 1878 в Лыкошино, Тверской губернии в семье машиниста Николаевской железной дороги. С пятнадцати лет он стал самостоятельно зарабатывать на жизнь: работал конторщиком, чертёжником, кассиром на пароходной станции. В 1896 году он приехал в Санкт-Петербург, где занимался в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств у Я. Ционглинского до 1897 года и школе М. К. Тенишевой до 1900 года. Был членом объединения “Мир искусства” (с 1912). Жил в Москве и Петербурге. Сотрудничал в “Сатириконе” и “Новом Сатириконе” (с 1908). Сам был издателем сатирического журнала “Маски” (1906), исполнил ряд антимонархических карикатур для журнала “Зритель” и “Календаря русской революции” В. Л. Бурцева (1905-1907). Кроме того, Чехонин основательно изучал искусство керамики и начал свой творческий путь именно как художник-керамист, успев поучаствовать в украшении многих крупных сооружений начала XX века, таких как гостиница «Метрополь» в Москве. Он также занимался росписью по фарфору, освоил финифть, оформление интерьеров и другие декоративные ремёсла. Вскоре после Первой русской революции 1905 года Чехонин обратился к графике. Сначала он сотрудничал как карикатурист в сатирических журналах, потом занялся оформлением книг, созданием экслибрисов. Это принесло ему значительный успех: в 1910-х годах Чехонин оказался одним из тех мастеров, творчество которых определяло высокий уровень русского книжного искусства. Безупречно владевший шрифтом и орнаментом, Чехонин, наряду с Д. И. Митрохиным и Г. И. Нарбутом, принадлежал к «младшему поколению» членов «Мира искусства», поднявшему книжную графику на новый уровень.
В 1913—1915 гг. Чехонин руководил школой финифти в Ростове Ярославском. Входил в объединение «Мир искусства», был близок поэтам акмеистам, ценил русский классицизм. Затем выработал собственный графический стиль, отличавшийся изысканностью линий, причудливостью орнаментики. В этом стиле можно увидеть влияния византийского и японского искусства, увлекавших всех мирискусников, но более всего — развитие традиций петербургской графики с ее строгостью и каллиграфичностью. Чехонин виртуозно рисовал цветы, букеты роз, венки и гирлянды, пользуясь тончайшей линией, пунктиром, штрихом и заливками тушью.
После событий 1917 года жизнь Чехонина стала ещё более насыщенной. Он занимался общественной деятельностью, служил художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде в 1918—1923 годах, а потом в Ленинграде в 1925—1927 годах. Собственный же стиль творчества, который по-прежнему играл в его жизни главную роль, художник заметно изменил, привнёс в него динамичность и взволнованность. Этот новый стиль, который А. М. Эфрос назвал «советским ампиром», Чехонин использовал во всём, что делал: в книжной и промышленной графике, эмблематике, росписях по фарфору. В 1928 году Чехонин эмигрировал в Париж. Он жил во Франции и Германии, много работал в театре и практически не занимался ни росписью фарфора, ни книжной графикой, предпочтя им декоративную роспись тканей. Чехонин даже сумел изобрести совершенно оригинальный способ многоцветной печати по ткани. Его не стало 23 февраля 1936 года в Германии на пятьдесят восьмом году жизни. Работы Чехонина выставлены во многих музеях бывшего СССР. Парижский Лувр приобрёл портрет Максима Горького его работы. Иллюстрации к книгам: Чуковский К. И. «Закаляка», «Собачье царство», «Тараканище», «Пятьдесят поросят»; Полтавский С. «Детки разноцветки»; Моравская М. «Апельсинные корки»; Маршак С. Я. «Книжки про книжки»…
Эскиз театрального костюма. Шарманщик
Эскиз театрального костюма. Клоун-жонглер
Чуковский К. Тараканище, 1923 г.
Чуковский К. Пятьдесят поросят, 1924 г.
С.Я. Маршак. Книжка про книжку, 1925 г.
С. Полтавский. Детки разноцветки.
Моравская М. Апельсинные корки, 1914 г.
Обложка художественного журнала Жар-птица
Иллюстрация к детской книге Скок-Поскок