Цель нашего сайта:
познакомить детей и родителей, воспитателей и учителей с творчеством художников-иллюстраторов детских книг; ввести ребенка в созданный художниками мир линий и красок, научить видеть их красоту, понимать их язык; повысить уровень художественного восприятия, обогатить творческое воображение, фантазию.
Авторизация
Регистрация

Древнерусская книга буквица (игра)

Древнерусская книга буквица (игра)


Статья написанна: О. Е. Кобаневская, учитель русского языка и литературы; Е. И. Дедюкова, учитель технологии МАОУ "Гимназия "Исток" г. Великий Новгород


Рукописная книга является важной составляющей истории и культуры Новгородского края и служит благоприятным материалом для развития творческих способностей и формирования духовно-нравственных ценностей учащихся.

Цели:
духовно-нравственное воспитание учащихся (пробуждение интереса к семейным традициям, формирование уважительного отношения к семейным ценностям, а также любви к родному краю и уважения к его культурному наследию на основе отношения к рукописной книге).

Задачи:
обучающие: расширить знания учащихся об истории книгописания на Новгородчине;

развивающие: развивать творческие способности учащихся, умение работать в группе;

воспитательные: формировать семейные ценности; стимулировать интерес учащихся к истории семьи; прививать уважительное отношение к истории и культуре Новгородского края.

Примечание. Использованы интерактивная стратегия обучения, интерактивные средства обучения, рассказ, социологический опрос.

Подготовительный этап:
• экскурсия в Детский музейный центр по теме «Свет дневной есть слово книжное»;

• анкетирование учащихся (см. приложение 7);

• формирование команд и жюри (учителя истории, литературы, изобразительного искусства и учащиеся старших классов).

Оборудование:
компьютер, проектор, экран, презентация «Древнерусская книга. Буквица», листы с буквами (БУКВИЦА), листы бумаги ф. А4, цветные карандаши и фломастеры, текст итогового задания, грамоты, лист отзывов (см. приложения 2—4).



ХОД ИГРЫ


ВСТУПЛЕНИЕ

Ведущий. Историю развития любого государства невозможно представить без истории книгописания и книгопечатания. Первые книги были рукописными, их создавали в монастырях, как правило, монахи.
Самой ранней датируемой рукописной книгой считается Остромирово Евангелие (XI век), исполненное писцом — дьяконом Григорием — для новгородского посадника Остромира в 1056—1057 годах.
Средневековые книги создавали по законам архитектоники (соотношение частей произведения, расположение и взаимосвязь его компонентов (слагаемых), вместе образующих художественное единство.

Древнерусская книга буквица (игра)

В. Васнецов. Нестор-летописец. 1885-1893; Остомирово Евангелие. Новгород, XI век; Тератологическая буквица В; Фрагменты оформления рукописных книг; Тератологическая буквица К


Именно истории рукописной книги посвящено сегодняшнее мероприятие. В ходе увлекательной игры вы сможете продемонстрировать свои знания, умения и творческие способности.
Прежде чем мы начнём играть, необходимо определить, кто же первым начнёт игру. Провести жеребьёвку нам помогут загадки.

Тридцать три родных сестрички,
Писаных красавицы,
На одной живут страничке,
А повсюду славятся.
(Буквы)


Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга)


Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней.
(Книга)


Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках
На листочках,
Где станции на точках.
(Книга)






ЗАДАНИЕ 1. ОТГАДАЙТЕ СЛОВО

На доске зашифровано слово «БУКВИЦА».

Назовите слово, обозначающее символ, с которого начинается новая глава или иная обособленная часть текста, выполненная в увеличенном по сравнению с этим текстом размере.


Первая команда называет букву. Если она названа правильно, букву открывают и называют следующую (за каждый правильный ответ команда получает 1 балл). Если команда допустила ошибку, ход переходит к другой команде. Если команда сразу отгадывает слово, она получает 7 баллов.



Информационный блок.
Рассказ об особенностях формы буквицы в цвете новгородского книжного орнамента

В новгородских рукописях использовались определённые цвета: синий (фон), красный (контур), жёлтый (обводка).
Эти цвета мы видели в цветовом круге; они являются основными. Посмотрите внимательно на элементы оформления рукописи, на орнамент. Из каких элементов он состоит? (Плетения, фигуры животных.)
Новгородский плетёный орнамент состоит из фигур чудищ, оплетённых ремнями или лентами. Называется он тератологический (от греческого слова teras — чудовище).




ЗАДАНИЕ 2. ОТГАДАЙТЕ, КАКУЮ БУКВУ ПРЕДСТАВЛЯЕТ БУКВИЦА

Каждая команда получает изображения трёх буквиц с тератологическим орнаментом. Нужно по форме отгадать, какая буква представлена. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Древнерусская книга буквица (игра)





Информационный блок.
Рассказ о содержании буквицы

В знаменитом инициале «М» («М» — начальная буква слова «мрежа») из Фроловской псалтири, где изображены два рыбака, тянущие наполненный рыбой невод. Иллюстратор подписал рядом с фигурками едкие замечания, которые рыбаки отпускают друг другу. «Потяни, корвин сын»,— восклицает один. «Сам ecи таков»,— отвечает другой.

Древнерусская книга буквица (игра)


Данное изображение можно трактовать следующим образом:
«В древней Руси образ «мрежи» трактовался чаще всего как образ Церкви, влекущей праведных в небесное царство», «здесь сеть завязана узлом, что, по-видимому, указывает на прочность и надёжность «церковной мрежи». Весло в руке левого рыбака — залог успешного плаванья; то, что движет судно к цели. Можно полагать, что здесь этот древний христианский символ обозначает веру или учение Христа, а фигурки людей — это Пётр и Андрей, евангельские персонажи. Но «корвин сын» — это телёнок, телец — традиционный символ искупительной крестной жертвы. И если вспомнить, что оба апостола окончили жизнь на кресте (Пётр — в Риме, Андрей — в Патрах), то «неподобие» странного диалога обернётся констатацией истинного смысла изображения, и сделанная иллюстратором пояснительная надпись уже не будет казаться неуместной».





ЗАДАНИЕ 3. НАРИСУЙТЕ БУКВИЦУ (ЛИТЕРУ) СВОЕГО КЛАССА

Каждая команда должна разработать буквицу своей команды, затем раскрыть (объяснить) содержание (значение) созданной буквицы. Это задание оценивается по следующим критериям:

• цветовое решение, сохранение традиции;

• проявление творческой направленности в работе;

• оригинальность презентации работы.

По каждому критерию можно получить максимум 3 балла (с/и. приложение 2).

Презентации команд

Древнерусская книга буквица (игра)


Команда 6-«А» класса

«Наша буква «А» символизирует единство и силу нашего класса, это выражено в сплетении рук — перекладинок буквы. В букве мы хотели изобразить двух людей, которые подают друг другу руки».

Команда б-«Б» класса

«Мы нарисовали букву «Б» — букву нашего класса. Она оплетена змеем, а змей — символ мудрости».

Команда 6-«В» класса

«Буква «В» обозначает букву нашего класса. С этой буквы начинается слово «восток». На востоке люди встают рано, чтобы успеть сделать много дел; солнце тоже встаёт на востоке, и начинается новый день».





ЗАДАНИЕ 4. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА

Команды получают текст с пропущенными словами. Ребята должны вспомнить, что узнали нового во время игры, и заполнить пропуски в тексте. За каждое правильно названное слово команда получает 1 балл.

Древнерусская книга буквица (игра)


Самые первые книги появились в _____ веке, они были _____. Книги писали на _____, который выделывали из кожи животных. Создателями книг были _____. Первый символ, расположенный в начале текста и включающий букву и рисунок, выполненный в определённом цвете, называется _____. В новгородских рукописях использовались _____, _____ и _____ цвета. Тератологический орнамент в оформлении буквицы состоит из фигур _____ и _____.
Самой древней рукописной книгой считается _____.

Завершив работу, команды могут проверить правильность выполнения задания, сверив его с текстом на слайде.







ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНД НА ДОМ

Расскажите родителям о прошедшем мероприятии, о том, что вы запомнили о происхождении буквицы, особенностях её написания и оформления.
Нарисуйте вместе с родителями буквицу своей семьи на отдельном листе ф. А4. Постарайтесь передать в рисунке семейные традиции и ценности и составьте рассказ по изображению (объясните смысл изображённого).




ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МЕРОПРИЯТИЯ


В ходе выполнения заданий жюри отражало результаты команд в сводной таблице результатов (см. приложение 2). В завершение мероприятия жюри суммирует набранные каждой командой баллы и определяет победителей.
Награждение команд (вручение грамот), запись впечатлений в листе отзывов (см. приложение 4)




РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ


Внеклассное мероприятие способствовало повышению интереса учащихся к истории своей семьи, а также к истории родного края. У родителей появилась возможность рассказать о старшем поколении своей семьи и историях, связанных с происхождением фамилии, а также совместно с детьми выполнить интересное задание.

• На игре в качестве зрителей присутствовали учащиеся 5-х классов, игра их заинтересовала, и было выдвинуто предложение провести эту игру ещё раз — для 5-х классов.

• Материалы данного мероприятия были востребованы другими педагогами гимназии.

Древнерусская книга буквица (игра)






ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Анкета для учащихся

1. Знаешь ли ты историю своей семьи?
2. Рассказывают ли тебе взрослые об истории вашей семьи?
3. Есть ли в вашей семье вещи (предметы), которые передаются из поколения в поколение?
4. Знаешь ли ты о происхождении своей фамилии?
5. Хочешь ли ты знать историю своей семьи?

Приложение 2. Сводная таблица результатов игры

Древнерусская книга буквица (игра)


Приложение 3. Грамота

Древнерусская книга буквица (игра)


Приложение 4. Лист отзывов

Древнерусская книга буквица (игра)




Кобаневская О. Е. Дедюкова Е. И. Игра «Древнерусская книга. Буквица» (внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов) //Искусство. Все для учителя, 2017.-№ 1 (61).- С. 26-31шаблоны для dleскачать фильмы

Комментарии



Для того чтобы оставить комментарий необходимо зарегестрироваться или авторизоваться