Авторизация
Регистрация

Книжная иллюстрация как вид искусства

Книжная иллюстрация как вид искусства


История детской книжной иллюстрации коротка — она насчитывает около трех столетий. Однако за это время был пройден путь от дешевых книжных изданий народных сказок, букварей и лубочных картинок до роскошных книг, созданных специально для детей, к тому же детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства.

Речь идет о совершенно особом, специфическом виде изобразительного искусства, появление которого было вызвано потребностью общества в искусстве детской книги. Со временем к детской книге стали обращаться как к особой художественной структуре, способной, с одной стороны, выразить индивидуальные творческие идеи художника, а с другой — активно влиять на формирование эстетического вкуса.
[/right]





ДЕТСКАЯ КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ, КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ.

Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний. Она является частью культуры.
Детская книга, выполненная на высоком художественном уровне, — памятник культуры, как и любое произведение искусства. Чем богаче и сложнее выражены в нем идеи времени, чем совершеннее его пластические качества, тем оно убедительней и долговечней. Иллюстрация в детской книге, если она является проявлением высокого творчества, как и другие виды и жанры искусства, участвует в формировании художественного стиля эпохи.
Иллюстрация не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Навык общения человека с художественным произведением, без которого не может быть высокообразованного зрителя, понимающего пластические искусства, начинается с восприятия иллюстраций в детской книжке. Путь к пониманию станковой формы незаметно для самого человека тоже начинается с книжной иллюстрации. Она первая формирует эстетический вкус ребенка, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа, цвета, пропорций, фактуры.

Процесс рассмотрения книги можно определить как интеллектуальную игру, как игру с образами, созданными с помощью специфических средств книжной графики. Развитие искусства иллюстрации привело к тому, что появилось искусство книги. Иллюстрированное литературное произведение — это синтез художественного слова и изобразительного искусства. Причем этот синтез возникает между такими различными категориями, как литература — искусство “временное” и книжная графика — искусство “пространственное” .

Наиболее ярко и полно отразил идею такого синтеза замечательный художник и теоретик книжной графики В. А. Фаворский. Он писал: "Книга — и мир, и предмет, и скульптурные, архитектурные, графические и живописные моменты соединяются с тем, чтобы дать этот сложный синтез и тем самым ввести сложный пространственный и временной мир литературного произведения, ввести его в наше комнатное пространство как вещь этого пространства".
В. А. Фаворский считал, что книгу можно назвать пространственным изображением литературного произведения. И важно, чтобы элементы ее оформления передавали временную характеристику литературного произведения — начало излагаемых в нем событий, их развитие и завершение. “Искусство оформления книги — это высокое искусство. Прежде всего это синтез искусств, объединяющий объемные моменты, почти скульптуру с изобразительными: шрифтом и иллюстрацией. В малом масштабе это тот же синтез, к которому стремится и архитектура, объединяясь со скульптурой и живописью".






ЧТО ТАКОЕ "ДИЗАЙН КНИГИ".

Все элементы книжного оформления, — и внешние, и расположенные внутри книги, создают целостное произведение искусства. В XX веке возникает такое понятие, как ’’дизайн книги”, или “художественное конструирование книги”. Если до этого иллюстрации соединялись с книжным блоком, который имел традиционную форму и мыслился неизменным, то дизайнер может предложить новую конструкцию книжного блока, экспериментирует с техникой набора, печати, брошюровки. Готовые типографские знаки и шрифты он использует как средства художествен¬ной выразительности. При этом бывают книги, в которых художник от руки не провел ни одной линии, но занимался всеми остальными вопросами ее оформления. Он определял размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), фотографий и другого иллюстративного материала (карты, планы, схемы и т.п.).
Но особенно велика роль творчества художника, когда он выполняет внешние элементы оформления книги (суперобложку, переплет или обложку), форзац и различные элементы оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитулы, иллюстрации).

Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книги: с двухмерностью книжной полосы, форматом, с характером шрифта, способом верстки, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски и т.п.

В лучших иллюстрациях всегда чувствуется союз иллюстратора с писателем и иллюстратора с ребенком. Художник должен возбудить любопытство детей, создать нужную атмосферу произведения, вызвать живой отклик.

Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце, душу ребенка, является источником радости и красоты.





ТИПЫ ИЛЛЮСТРАЦИЙ.

Как известно, иллюстрация — основа книжной графики. Термин “иллюстрация” происходит от латинского “illustrare”, что значит освещать, проливать свет, объяснять. Само же слово “illustratio” означает живое описание, наглядное изображение.
Термин “иллюстрация” можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова.

В широком значении это всякое изображение, “освещающее”, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение (например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса “Дон Кихот”, рисунки В. А. Серова к басням И. А. Крылова). Такие произведения не являются иллюстрациями в строгом значении этого слова. Они не¬зависимы от литературного источника, который является для них лишь условным адресом почерпнутых наблюдений, сюжетов и коллизий. В данном случае произведения лишь в той или иной мере навеяны, подсказаны сюжетами книг. Не имеет большого значения, допускает ли худож¬ник отступления от литературного прообраза в композиции, обстановке и деталях или стремится во всем следовать за писателем. Важнее то, что он переводит ткань литературного повествования картины, и слова исчезают для него, растворяясь в картинах. Но вместе со словами растворяется и личность писателя, заслоняемая чувственной силой живописного образа.

В узком, строгом смысле иллюстрации — это произведения, пред-назначенные для восприятия в единстве с текстом, то есть находящиеся в книге. Литературное произведение и иллюстрации к нему представляют собой нечто целое. Изъятые из текста книжные иллюстрации могут потерять часть своего художественного значения и сделаться малопонятными и невыразительными. Каждая из них, относясь к определенному месту текста и будучи самостоятельной композицией, взаимосвязана в то же время со всеми другими иллюстрациями и наиболее полно воспринимается только вместе с ними.
Иллюстрации способны обогатить литературное произведение, но могут и обеднить его, если ослабляют впечатление от него или дают ему неверную трактовку. Хороший художник — это соавтор книги, он делает зримыми идеи и образы писателя, помогая лучше представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не значит, что иллюстрация дает свою трактовку литературному произведению, с помощью графических средств выявляет и передает социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения.
Таким образом, иллюстрация, в узком смысле этого слова, или поясняет текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкует текст, давая возможность читателю по-новому понять и почувствовать ценность литературного текста. Иллюстрации привлекают читателя, помогая еще до чтения сориентироваться в содержании книги.
Как известно, одним и тем же словом “иллюстрация” называют изображения, разные по содержанию и форме, по значению для произведения и читателя, по технике исполнения. В зависимости от метода по¬знания изображаемого и целей, которые преследуются, иллюстрации можно подразделить на научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т.п.) и художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики). Иллюстрации могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющим текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст.
Наряду с иллюстрациями, которые легко отнести к первому или второму типу — научно-познавательному или художественно-образному, — могут быть, как исключение, иллюстрации, которые (так же, как и литературные произведения) можно отнести и к тому, и к другому типу, а вернее, к обоим вместе, так как они соединяют в себе и художественный образ, и научную документальность изображения.

текст статьи взят из книги Н. М. Сокольникова "Художники книги и дети" (12+)шаблоны для dleскачать фильмы

Комментарии



Для того чтобы оставить комментарий необходимо зарегестрироваться или авторизоваться