Авторизация
Регистрация

Мигунов Евгений Тихонович (1921-2004)

Мигунов Евгений Тихонович (1921-2004)Евгений Тихонович Мигунов - советский художник, режиссер, сценарист, художник-мультипликатор, иллюстратор и карикатурист. Родился в Москве 27 февраля 1921 года в семье служащего. В 1928 году поступил в школу № 12 Хамовнического района Москвы, затем вместе с наиболее успевающими учениками был переведен в Московскую опытно-показательную школу № 32 им. Лепешинского. После ее окончания в 1938 году учился в изостудии, работал по договорам, занимался на курсах по подготовке в ВУЗ при Московском кожевенном институте. В 1939 году поступил на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, в мастерскую И. П. Иванова-Вано. Во время сдачи вступительных экзаменов познакомился с А. П. Сазоновым, оказавшим большое влияние на становление Мигунова-художника и ставшего его соавтором. В конце июля 1941 года вместе со студентами и преподавателями ВГИКа Мигунов, несмотря на нездоровье, записался добровольцем в ряды Народного ополчения Ростокинского района и попал в места боев в район г. Вязьмы, откуда учащихся института к 1 сентября отозвали обратно в Москву для продолжения учебы. Осенью Мигунов возобновил обучение, проходил производственную практику на киностудии "Союзмультфильм" в группе И. П. Иванова-Вано в качестве художника-мультипликатора и декоратора. Принимал участие в эвакуации студии в Самарканд. В конце ноября вместе с институтом эвакуируется в Алма-Ату, где заканчивает обучение и в 1943 году получает из рук С. М. Эйзенштейна диплом художника-режиссера мультипликационного фильма. Дипломная работа Мигунова по собственному сценарию "Давайте посмеемся". В этом же году его зачислили на постоянную работу на киностудии "Союзмультфильм" в качестве художника-мультипликатора и сорежиссера. За семнадцать лет работы на студии "Союзмультфильм" сделал 343000 рисунков для 22 фильмов, четыре из них получили международные премии. До 1946 года совместно с А. П. Сазоновым работал в качестве художника-постановщика в съёмочных группах: И. П. Иванова-Вано над фильмами «Краденое солнце», «Зимняя сказка»; сестер Брумберг «Пропавшая грамота»; М. С. Пащенко «Песенка радости» (первый советский рисованный фильм, награжденный на международном фестивале); В. Г. Сутеева, Л. А. Амальрика и В. И. Полковникова. Около года возглавлял цех прорисовки. С 1946 года Мигунов работает самостоятельно. Сотрудничает с режиссерами: В. Г. Сутеевым ("Веселый огород"); Б. П. Дежкиным и Г. Ф. Филипповым ("Слон и муравей" , "Кто первый?"); А. В. Ивановым ("Квартет", "Чемпион", "Полкан и Шавка", "Дедушка и внучек", "Трубка и медведь"); Л. А. Амальриком и В. И. Полковниковым ("Волшебный магазин"); М. С. Пащенко ("Когда зажигаются елки", совместно с В. Д. Дегтяревым, "Лесные путешественники"); И. П. Ивановым-Вано ("Песня о дружбе"). В 1949 и 1951годах впервые в мультипликации применил масляные краски для изготовления фонов (фильмы «Полкан и Шавка», «Лесные путешественники»). Был соавтором методической программы обучения художников-мультипликаторов и прорисовщиков на курсах при студии, преподавал конструкцию персонажа.
В 1954 году дебютировал как режиссёр, встав у истоков возобновления производства кукольных мультипликационных фильмов в СССР ("Карандаш и Клякса - веселые охотники"). Совместно с механиком С. И. Этлисом запатентовал и применил в производстве мультфильмов новые технические приёмы - оригинальный способ крепления куклы к макету, изготовление оболочки из пенистого латекса, усовершенствование шарнирных каркасов куклы. Участвовал в организации технической базы для покадровой съёмки объёмных объeктов, создал технологическую записку по основам производственного процесса съёмки кукольного мультфильма. Во всех своих режиссерских работах выполнял функции художника-постановщика, а часто - и сценариста. Снял рисованные ленты "Это что за птица?", "Знакомые картинки" (с участием Аркадия Райкина), "Ровно в три пятнадцать" (совместно с Б. П. Дежкиным). Снимался в эпизодических ролях в кино, создавал титры и оформлял игровые фильмы. Участвовал в разработке сатирического мультипликационного киножурнала «Дятел», оснащал стихотворными текстами и перерабатывал предлагаемые сюжеты.
В ноябре 1960 года вынужден был прекратить работу в мультипликации и занимался книжной и журнальной графикой. В 1963 году участвовал в создании одного из номеров киножурнала "Фитиль". Периодически оформлял журнал «Советский экран». С 1961 по 1966 год работал по договору в редакции журнала "Крокодил", редактировал серию брошюр "Библиотека Крокодила", разработав стилистику ее типового оформления. В серии "Библиотека Крокодила" Мигуновым были оформлены сборники Н. Старшинова, А. Раскина, М. Владимова, В. Масса, А. Карасева и С. Ревзина, С. Швецова и др. Макетировал и оформлял журнальные рубрики, вскоре стал выступать как карикатурист, вплоть до 1987 года.
Со второй половины 1950-х до конца 1970-х годов работал в журнале "Веселые картинки". С начала 1960-х годов - карикатурист и оформитель в "Литературной газете" а также газетах "Правда", "Советская культура", "Вечерняя Москва". Принимал участие в иллюстрировании детских журналов "Мурзилка", "Пионер", некоторых сборников. В детской журнальной графике создавал рисунки к произведениям Ш. Перро, С. Михалкова, В. Драгунского, Л. Лагина, Г. Цыферова и других, часто обращался к форме комикса (рассказ в картинках). Для «Веселых картинок» сделал большое количество красочных обложек-«массовок» с изображением героев «Клуба веселых человечков». Сотрудничал с издательствами "Малыш", "Детгиз" ("Детская литература"), "Молодая гвардия", "Московский рабочий", "Искусство". В 1966 году перенес тяжелую операцию после чего полностью перешел к договорной работе на дому.
Мигунов создал известные детские диафильмы: "Чиполлино", "Дядя Степа", "Дядя Степа - милиционер", "Мель-карамель", "Красная Шапочка", "Три поросенка", "Мое сочинение", "Робот, которому захотелось спать", "Почтальон и поросенок", "Птичий рынок" и другие. Самостоятельно перерабатывал и дописывал сценарии четырехчастного диафильма по сказке А. Волкова "Волшебник Изумрудного города" (выпущено две серии из четырех: "Элли спасает Страшилу" и "Злая волшебница Бастинда"). В диафильме "Леса-чудеса" вновь применил коллажирование с использованием необычных фактур. Диафильмы: "Ищи ветра в поле" и "Три медведя" выполнил в технике полуобъемной (барельефной) иллюстрации с применением специального освещения. Участвовал в создании серии диафильмов "Мурашкина геометрия".
Евгений Тихонович - известнейший мастер книжной графики, классик фантастической иллюстрации, но настоящую славу ему принесла книжная иллюстрация. Им проиллюстрированы детские книги самых различных авторов: Якова Акима, Эммы Мошковской, Владимира Маяковского, Евгения Пермяка, Николая Носова, Владимира Лифшица и других писателей. Они моментально приобретали популярность и на сегодня стали желанным предметом коллекционирования для букинистов. Наибольшую популярность имеют иллюстрации Мигунова к произведениям А. и Б. Стругацких: "Понедельник начинается в субботу", "Сказка о Тройке", "Парень из преисподней"; Е. Велтистова: "Электроник - мальчик из чемодана", "Рэсси - неуловимый друг", "Победитель невозможного", "Новые приключения Электроника", «Золотые весла времени, или Уйди-уйди»; Кира Булычева: "Девочка с Земли", "Сто лет тому вперед"; Ф. Кривина: сборники "Вещие вещи", "Вокруг капусты", "Полусказки", "Калейдоскоп", «Карманная школа»; В Разумневича: Пароль «Стрекоза», «Про нашу Наташу», «Истории про Власа — лентяя и лоботряса».
В 1990-е годы был занят работой по иллюстрированию нескольких серийных изданий произведений Кира Булычева для издательств "Культура", "Хронос", "Армада". Всего Мигуновым проиллюстрировано около 26 повестей из цикла о приключениях девочки Алисы (не считая рассказов), сборники рассказов из серии "Великий Гусляр", а также восемь самостоятельных повестей и подборка стихотворений Кира Булычева. Мигунов был инициатором нескольких произведений Булычева ("Гость в кувшине", "Алиса в Гусляре". Остались неизданными иллюстрации Мигунова к "Сказке о курносом слоненке" Э. Фауса и задуманная им детская книжка «Забавный алфавит».
Евгений Мигунов оставил значительный след во многих областях искусства. В плакате, карикатуре, иллюстрации и др. областях творчества Мигунов часто применял коллажирование, аппликацию и другие нестандартные технологии. Многие детские книги, журнальные иллюстрации и плакаты Мигунов снабжал собственными стихотворными текстами. Неоднократно выступал как оформитель книжных обложек: Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома», С. Гинзбург «Рисованный и кукольный фильм». В 1987 году состоялась персональная выставка работ Е. Т. Мигунова в фойе кинотеатра "Фитиль", тогда же вышел его авторский сборник в серии "Мастера советской карикатуры". Участник многих групповых и одной персональной выставки. Автор воспоминаний и эссе о карикатуре, шарже и мультипликации. Е. Т. Мигунов оставил после себя не только богатейший архив собственных произведений, черновиков, неизданных работ. Он написал интереснейшие мемуары о себе и людях, с которыми работал вместе, исследования и эссе об искусстве карикатуры, шаржа, книжной иллюстрации, диафильма, мультипликации, множество дневниковых записей на самые различные темы. Мигунов - автор ряда шаржей и художественных поздравлений к юбилеям деятелей искусства, друзей, коллег, близких, к иным праздничным датам. На "Союзмультфильме" успешно оформлял праздничные интерьеры студии и Дома Кино, уличные демонстрации, прославился как мастер розыгрыша. А еще Мигунов рисовал плакаты, логотипы и эмблемы, титры для игровых фильмов, работал как журнальный и газетный оформитель, шаржист, художник научно-популярной книги, но главным его призванием была мультипликация – искусство, которому он отдал семнадцать лет жизни (1943-1960). Сотрудники студии любили его – человека веселого и трудолюбивого. Называли – «Женька Мигунов, который умеет все»… Он был полон самых смелых творческих планов. Он не успел завершить экранизацию «Прозаседавшихся» Маяковского, не смог поставить весьма смелый сценарий «Мир! Мир» Мир!!!». Евгений Мигунов, по общему признанию, был «душой студии».
Е. Т. Мигунов был награжден орденом Отечественной войны II-й степени, медалями и нагрудными знаками: "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "В память 800-летия Москвы", «70 лет Вооруженных сил СССР", "Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", "Народное Ополчение Москвы 1941 г.", "50 лет победы в Великой Отечественной войне", Золотой медалью за участие в международной выставке "Сатира в борьбе за мир" (1983). Выступал в прессе с материалами, посвященными одноклассникам по школе МОПШК и однополчанам-сокурсникам.
С 1999 года Мигунов после нескольких инсультов был лишен возможности продолжения работы. Незадолго до этого он готовился к иллюстрированию произведений И. Ильфа и Е. Петрова ("Двенадцать стульев" и "Золотой теленок") и М. Булгакова ("Мастер и Маргарита"). Его не стало 1 января 2004 года. Е. Т. Мигунова похоронен на Миусском кладбище Москвы.


Работы художника:

Мигунов Евгений Тихонович (1921-2004)
А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу

Мигунов Евгений Тихонович (1921-2004)
Баранова М. Велтистов Е. Тяпа, Борька и ракета

Мигунов Евгений Тихонович (1921-2004)
Булычев К. Война с лилипутами

Мигунов Евгений Тихонович (1921-2004)
Булычев К. Девочка с Земли

Мигунов Евгений Тихонович (1921-2004)
Велтистов Е. Все о приключениях электроника

Мигунов Евгений Тихонович (1921-2004)
Носов Н. Незнайка в солнечном городе

Мигунов Евгений Тихонович (1921-2004)
Родари Дж. Приключения Чиполлино

Мигунов Евгений Тихонович (1921-2004)
Шманкевич А. П. Про Митю и Витю


шаблоны для dleскачать фильмы

Комментарии



Для того чтобы оставить комментарий необходимо зарегестрироваться или авторизоваться