Авторизация
Регистрация

Иллюстрация в технике Коллаж

Каждый из нас со времен детства хорошо помнит свое творчество с бумагой. Ее можно было мять, сгибать, разрезать на части, склеивать и т.д. На небольшом клочке бумаги мы выводили свои первые каракули и написали первое слово «ма-ма». В данной статье мы рассмотрим одну из популрных техник работы с бумагой - коллаж.
Коллаж (фр. collage –приклеивание, наклейка) – один из необычных способов работы не только с бумагой, но и техника иллюстрации. Можно создать картину, не рисуя ничего, либо пририсовывая к готовому изображению только детали. Это техника довольна простая и понятная, благодаря чему перед автором открываются бесконечные возможности экспериментировать и привносить что-то свое. Однако, несмотря на всю привлекательность использовать готовые материалы и простоту работы, сделать хороший коллаж не так просто.
Первые в истории искусства коллажи приписывают основателям кубизма Пабло Пикассо и Жоржу Браку. Раньше других эти художники стали дополнять свои картины «инородными» фрагментами: кусочками обоев и старых газет, щепками, обрезками ткани. Так одномерные полотна становились фактурными и эмоционально более насыщенными. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс. В русском искусстве первым, кто стал применять технику коллажа, был Аристарх Лентулов.
В последние годы жанр коллажа стал популярен во всем мире. Многие известные художники-коллажисты создали новые направления, склеивая произведения из необычных предметов: бирок, магазинных табличек, номеров для квартирных дверей, бусинок.
Изначально популярный прием заключался в наклеивании на холст или бумагу элементов, различных по стилю и цветовому оформлению. Сегодня создание коллажа - это целое направление, которое не ограничивается одной декоративной техникой.

Видов коллажа очень много. Вот некоторые из них:

1. АССАМБЛЯЖ - компоновка объемных деталей и целых предметов на плоскости.
2. БРИКОЛАЖ - создание предмета или объекта из подручных материалов (например, мусора).
3. ФОТОКОЛЛАЖ И ФОТОМОНТАЖ - использование фотографий как исходников для творчества.
4. ФЛОРИСТИЧЕСКИЙ КОЛЛАЖ – создание картины главным образом при помощи природных материалов - засушенных листьев, цветков, стеблей и т. д.
5. ДЕКУПАЖ - декорирование различных предметов, основанное на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
6. СКРАПБУКИНГ - вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, открыток.
7. КВИЛЛИНГ - искусство создания плоских или объемных композиций из длинных узких полосок бумаги, скрученных в спиральки.

Коллажи можно выполнять практически на любом материале. Выбранная основа служит стартовой площадкой для создания фона или сама является фоном. Работу можно сделать и вовсе без фона. Так, например, создают коллажи на каркасе.

Давайте рассмотрим виды основ для коллажей:

1. Коллаж на холсте. Холст - это загрунтованная ткань, чаще всего льняная, она - самая прочная. Готовые холсты, как правило, загрунтованы эмульсионным грунтом, включающим клей и масло. Холст - это достаточно эластичная основа, натянутая на подрамник. Фон на холсте можно создавать, расписывая его масляными красками, а можно нанести шпатлевку. Соответственно элементы коллажа можно закреплять при помощи клея, а можно укладывать в сырую шпатлевку.
2. Коллаж на ткани. Ткань натягивают на подрамник или при помощи термоклея наклеивают на картон. Элементы композиции закрепляют непосредственно на поверхности ткани при помощи клеевого пистолета. Главное - точно расположить материал, как того требуют замысел и законы композиции. Не менее важна правильность сочетания ткани и материала, будь то растительного или еще какого-нибудь.
3. Коллаж на батике. Батик - это многоцветная хлопчатобумажная или шелковая ткань, рисунок на которой получают, нанося и закрепляя краски при помощи воска. По сути, коллаж на батике - это разновидность предыдущего приема изготовления коллажа. Поскольку батик очень эффектен сам по себе, то материал используют в минимальном количестве. Основа и элементы композиции дополняют красоту друг друга. Надо признать: создание коллажа на батике - тонкая работа.
4. Коллаж на бумаге. Основой для коллажа может служить, например, обычная бархатная бумага (если дело касается флористического коллажа).
Кроме того, для создания фона подходит и упаковочная бумага (спокойных, неярких расцветок). Хороший материал для фона и цветная бумага для пастели.
5. Коллаж без фона. Такой коллаж может быть выполнен на деревянных рамах или на каркасах, сделанных из гибких веток, бамбуковых палочек, проволоки и т. п., - элементы композиции закрепляют непосредственно на них. Можно использовать и готовый каркас, приобретенный в магазине. Фон как таковой в подобных работах отсутствует. Однако в этом качестве может выступать цвет стены, на которой будет размещена работа. Однотонная стена - более удачный вариант, чем обои с рисунком: он может помешать предстать произведению во всей красе.

Секреты композиции

Композиция и ее законы помогают делать работы более выразительными, эффектными. Знание основных принципов особенно необходимо на начальных этапах. Сознательное и продуманное использование композиционных правил позволяет создать завершенное произведение. Основными приемами в коллаже можно считать контраст и выделение сюжетно-композиционного центра.

Наиболее эффектными вариантами расположения элементов можно считать:

а) размещение их по диагонали (более динамично, когда диагональная линия идет от нижнего левого угла к верхнему правому, а пустые углы занимают менее значимые элементы);
б) по принципу золотого сечения (этот принцип – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Любая картина (горизонтальная или вертикальная) имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев листа);
в) по линии горизонта (здесь работает простое правило – чем дальше от условной линии горизонта, тем большего формата должны быть элементы, и наоборот – чем ближе, тем мельче детали).
Также для коллажа отлично подходит пирамида - расположение композиции острием вверх придает работе еще больше выразительности и силы, а вниз - деликатности и мягкости.

Разумеется, из каждого правила есть исключение, а иногда нарушение правил приводит к необыкновенным результатам, не стоит бояться экспериментов. Однако часто бывает и так, что самый стихийный коллаж абсолютно соответствует классическим линиям и пропорциям, поскольку природная гармония и баланс многими чувствуются интуитивно.

В качества примера, иллюстрации художника Эрика Карла (Карле). Он выклеивает свои иллюстрации-коллажи из цветной папиросной бумаги, которую сам красит.

Карл, Эрик. Очень голодная гусеница / Э. Карл; пер. Я. Шапиро; худ. Э. Карл. – М.: Розовый жираф, 2019. - 25 с.: ил.

Иллюстрация в технике Коллаж
Иллюстрация в технике Коллаж
Иллюстрация в технике Коллаж
шаблоны для dleскачать фильмы

Комментарии



Для того чтобы оставить комментарий необходимо зарегестрироваться или авторизоваться