Ротов Константин Павлович (1901-1959)
Константин Павлович Ротов - советский художник-график редкого, самобытного дарования, карикатурист, иллюстратор многих известных книг, художник журнала «Крокодил» (с 1922 года по 1940 год).
Ротов Константин Павлович родился 19 февраля (4 марта) 1902 года в городе Ростове-на-Дону в семье донского казака, где кроме него было еще четверо детей. Отец стремился дать детям образование, он поощрял склонность Константина к рисованию, проявившуюся в раннем детстве. Несмотря на материальные затруднения, в семье было много книг, выписыва¬лись разные журналы, главным образом, литературно-художествен¬ные. Константин рано пристрастился к чтению. С четырнадцати лет начал работать Окончил Ростовское художественное училище. Первые, посланные отцом рисунки в Петроград, напечатаны в журнале "Бич" в 1916 году. С тех пор от рисунка к рисунку росло и расцветало дарование Константина Павловича, покоряя читателей неиссякаемой изобретательностью, веселой и озорной фантазией, совершенно необыкновенной способностью подмечать комические детали и черточки в выражении лиц, в поведении, манерах, жестах, движениях людей. Зрительная память Ротова была изумительна. Достаточно ему было взглянуть на любой предмет, чтобы безошибочно перенести его потом в рисунок, и притом не копируя натуралистически, а в забавном стилизованном обобщении. Константин Павлович умел видеть смешное не только в людях. С удивительным юмором изображал он и животных, птиц, насекомых, здания – всё, на что был устремлен его внимательный, зоркий и добрый взгляд. Яркая фантазия художника дополняла, украшала текст, помогала автору сделать своих героев более жизненными, красочными. Всем было известно, сколько упорного, самозабвенного, усидчивого труда вкладывал художник в свои работы. Удивительный природный вкус и безошибочное художественное чувство меры оберегали Константина Павловича от сатирического «пересола». Не было такого издания, которое не боролось бы за право опубликовать у себя ротовский рисунок. Это и «Правда», «Рабочая газета», и «Комсомольская правда», «Гудок», «Прожектор», «Огонек», «30 дней» и другие. Отличить работы Ротова можно по инициалам К. Р. под рисунками. Ещё до установления Советской власти на Дону рисунки Константина Ротова печатались в журнале «Донская волна» и газете «Ростовская речь». С 1920 года, после установления Советской власти на Дону, начал работать в ростовских Дон-РОСТА, Политпросвете, ростовском отделении Госиздата. В 1921 году был принят в Петроградскую Академию на графический факультет, но бросил и переехал в Москву. В те же годы печатался во многих журналах и газетах: «Правда», «Рабочая газета», «Комсомольская правда», «Гудок», «Прожектор», «Огонёк», «Смехач», «30 дней», «Лапоть» и др. В 1921 году Ротов перебирается в Москву. Печатался во многих журналах и газетах: «Крокодил», «Правда», «Рабочая газета», «Комсомольская правда», «Гудок», «Прожектор», «Огонёк», «Смехач», «Чудак», «30 дней», «Лапоть» и др. В 1925 г. женился на Екатерине Долбежевой (в будущем детской писательнице Екатерине Борисовой), родилась дочь Ирина. В 1939 году по эскизу Константина Ротова было создано панно для Советского павильона на Нью-йоркской выставке. Константин Павлович очень любил детей, и особое удовольствие ему доставляло делать рисунки на детскую тематику. Художник создал иллюстрации к книгам: А. С. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», С. Маршака «Про гиппопотама», Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч», С. В. Михалкова «Дядя Стёпа» и «Три поросёнка», Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», А. Барто «Дом переехал», В. Катаева «Белеет парус одинокий» и др. С увлечением работал в журнале «Веселые картинки», на страницах которого он печатался регулярно. Кстати, обложка первого номера нового журнала принадлежала Ротову. В 1956 году, когда только начался выход журнала, в первых четырех номерах «Веселых картинок» было помещено два больших ротовских разворота и еще три страничных рисунка. В 1957 году в «Веселых картинках» было помещено десять разворотов сложнейших многофигурных рисунков. Работал он быстро, любил многофигурные композиции, некоторым персонажам рисовал лица друзей, и те всегда с азартом искали себя в новых картинках. Черемных М. М., очень любивший Константина Павловича и высоко ценивший его талант, сидя как-то в редакции «Веселых картинок», шутя заметил: «Костя, сколько же ты нарисовал разворотов! Пора тебя называть не Ротов, а Разворотов!».
С июня 1940 года начинается самая тяжёлая и трагическая часть биографии Константина Ротова. Он был арестован по ложному доносу в годы культа личности Сталина за карикатуру (лошадь с птичками), которая послужила поводом для ареста художника и приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. В городе Соликамск, где Ротов отбывал свой первый срок, работал художником. Сделал серию акварелей, посвященных Великой Отечественной войне, им было создано множество живописных полотен, большое количество которых хранятся в Соликамском государственном краеведческом музее. Создавал картины, на которых передавал не только суровость и величие северной природы, но и настроение, царящее среди заключенных ГУЛАГА. Часть своих полотен художник создавал для своих друзей-заключённых. Одна из них, узница АЛЖИРА, а затем отбывающая ссылку вместе с Ротовым в Соликамске, Филимонова Ольга Ивановна (1905-1987) - впоследствии Заслуженный Врач Республики, награждённая в том числе орденом Ленина писала о Ротове: «…корни его таланта находили чистую воду даже в ядовитой почве тюремно-лагерной безысходности, замешанной на крови миллионов людей, принесённых в жертву во имя великого Сталина». В 1948 году 4 января наступает долгожданное освобождение, но с запретом жить в ста городах СССР. Поселился в городе Кимры, Тверской области. Активно включился в работу над иллюстрациями к роману Анатоля Франса «Современная история», к сказкам Пушкина, к «Дяде Степе» Михалкова. Причем, дядю Стёпу он рисовал с будущего мэтра советской кинематографии - актера Алексея Баталова, женившегося в тот год на его дочери Ирине. Но, в декабре 1948 года, без предъявления обвинений был отправлен на пожизненное поселение в посёлок Северо-Енисейский, Красноярского края, где работал художником в рабочем клубе.
В 1954 Военная коллегия Верховного суда СССР полностью реабилитировала Ротова с формулировкой «проведенным дополнительным расследованием опровергнуто обвинение Ротова в том, что в 1934 году им была изготовлена карикатура антисоветского характера».
Пройдя круги ада, Ротов остался веселым и жизнерадостным человеком, сохранил удивительную энергию, большую любовь к людям. На даче, где жил Ротов, был маленький огород. Вместе с другими дачниками-соседями он приобрёл рассаду каких-то необыкновенных помидоров. Вскоре на грядках зазеленели помидоры. Зазеленели, но никак не краснели. Лето выдалось прохладное, пасмурное. Однажды на рассвете, когда все соседи еще спали, он покрасил все помидоры. Соседи увидели красные помидоры и переполошились: у Ротова помидоры покраснели, а у них нет! Константин Павлович от души веселился. Ссылка не убила в нем огромного чувства юмора, интереса ко всему новому и просто мальчишеской любви ко всякой технике. После освобождения возвратился в Москву, работал в журнале «Крокодил», в детских журналах «Весёлые картинки» и «Юный техник», занимался книжной иллюстрацией
В последние годы жизни Ротов работал много и успешно. Но сильно подорванный организм художника не мог долго сопротивляться болезни. Многим интересным творческим замыслам не суждено было осуществиться. А как много хорошего мог бы еще создать этот замечательный мастер. Ушел из жизни обидно рано 16 января 1959 года. Похоронен в Москве.
Ротов Константин Павлович родился 19 февраля (4 марта) 1902 года в городе Ростове-на-Дону в семье донского казака, где кроме него было еще четверо детей. Отец стремился дать детям образование, он поощрял склонность Константина к рисованию, проявившуюся в раннем детстве. Несмотря на материальные затруднения, в семье было много книг, выписыва¬лись разные журналы, главным образом, литературно-художествен¬ные. Константин рано пристрастился к чтению. С четырнадцати лет начал работать Окончил Ростовское художественное училище. Первые, посланные отцом рисунки в Петроград, напечатаны в журнале "Бич" в 1916 году. С тех пор от рисунка к рисунку росло и расцветало дарование Константина Павловича, покоряя читателей неиссякаемой изобретательностью, веселой и озорной фантазией, совершенно необыкновенной способностью подмечать комические детали и черточки в выражении лиц, в поведении, манерах, жестах, движениях людей. Зрительная память Ротова была изумительна. Достаточно ему было взглянуть на любой предмет, чтобы безошибочно перенести его потом в рисунок, и притом не копируя натуралистически, а в забавном стилизованном обобщении. Константин Павлович умел видеть смешное не только в людях. С удивительным юмором изображал он и животных, птиц, насекомых, здания – всё, на что был устремлен его внимательный, зоркий и добрый взгляд. Яркая фантазия художника дополняла, украшала текст, помогала автору сделать своих героев более жизненными, красочными. Всем было известно, сколько упорного, самозабвенного, усидчивого труда вкладывал художник в свои работы. Удивительный природный вкус и безошибочное художественное чувство меры оберегали Константина Павловича от сатирического «пересола». Не было такого издания, которое не боролось бы за право опубликовать у себя ротовский рисунок. Это и «Правда», «Рабочая газета», и «Комсомольская правда», «Гудок», «Прожектор», «Огонек», «30 дней» и другие. Отличить работы Ротова можно по инициалам К. Р. под рисунками. Ещё до установления Советской власти на Дону рисунки Константина Ротова печатались в журнале «Донская волна» и газете «Ростовская речь». С 1920 года, после установления Советской власти на Дону, начал работать в ростовских Дон-РОСТА, Политпросвете, ростовском отделении Госиздата. В 1921 году был принят в Петроградскую Академию на графический факультет, но бросил и переехал в Москву. В те же годы печатался во многих журналах и газетах: «Правда», «Рабочая газета», «Комсомольская правда», «Гудок», «Прожектор», «Огонёк», «Смехач», «30 дней», «Лапоть» и др. В 1921 году Ротов перебирается в Москву. Печатался во многих журналах и газетах: «Крокодил», «Правда», «Рабочая газета», «Комсомольская правда», «Гудок», «Прожектор», «Огонёк», «Смехач», «Чудак», «30 дней», «Лапоть» и др. В 1925 г. женился на Екатерине Долбежевой (в будущем детской писательнице Екатерине Борисовой), родилась дочь Ирина. В 1939 году по эскизу Константина Ротова было создано панно для Советского павильона на Нью-йоркской выставке. Константин Павлович очень любил детей, и особое удовольствие ему доставляло делать рисунки на детскую тематику. Художник создал иллюстрации к книгам: А. С. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», С. Маршака «Про гиппопотама», Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч», С. В. Михалкова «Дядя Стёпа» и «Три поросёнка», Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», А. Барто «Дом переехал», В. Катаева «Белеет парус одинокий» и др. С увлечением работал в журнале «Веселые картинки», на страницах которого он печатался регулярно. Кстати, обложка первого номера нового журнала принадлежала Ротову. В 1956 году, когда только начался выход журнала, в первых четырех номерах «Веселых картинок» было помещено два больших ротовских разворота и еще три страничных рисунка. В 1957 году в «Веселых картинках» было помещено десять разворотов сложнейших многофигурных рисунков. Работал он быстро, любил многофигурные композиции, некоторым персонажам рисовал лица друзей, и те всегда с азартом искали себя в новых картинках. Черемных М. М., очень любивший Константина Павловича и высоко ценивший его талант, сидя как-то в редакции «Веселых картинок», шутя заметил: «Костя, сколько же ты нарисовал разворотов! Пора тебя называть не Ротов, а Разворотов!».
С июня 1940 года начинается самая тяжёлая и трагическая часть биографии Константина Ротова. Он был арестован по ложному доносу в годы культа личности Сталина за карикатуру (лошадь с птичками), которая послужила поводом для ареста художника и приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. В городе Соликамск, где Ротов отбывал свой первый срок, работал художником. Сделал серию акварелей, посвященных Великой Отечественной войне, им было создано множество живописных полотен, большое количество которых хранятся в Соликамском государственном краеведческом музее. Создавал картины, на которых передавал не только суровость и величие северной природы, но и настроение, царящее среди заключенных ГУЛАГА. Часть своих полотен художник создавал для своих друзей-заключённых. Одна из них, узница АЛЖИРА, а затем отбывающая ссылку вместе с Ротовым в Соликамске, Филимонова Ольга Ивановна (1905-1987) - впоследствии Заслуженный Врач Республики, награждённая в том числе орденом Ленина писала о Ротове: «…корни его таланта находили чистую воду даже в ядовитой почве тюремно-лагерной безысходности, замешанной на крови миллионов людей, принесённых в жертву во имя великого Сталина». В 1948 году 4 января наступает долгожданное освобождение, но с запретом жить в ста городах СССР. Поселился в городе Кимры, Тверской области. Активно включился в работу над иллюстрациями к роману Анатоля Франса «Современная история», к сказкам Пушкина, к «Дяде Степе» Михалкова. Причем, дядю Стёпу он рисовал с будущего мэтра советской кинематографии - актера Алексея Баталова, женившегося в тот год на его дочери Ирине. Но, в декабре 1948 года, без предъявления обвинений был отправлен на пожизненное поселение в посёлок Северо-Енисейский, Красноярского края, где работал художником в рабочем клубе.
В 1954 Военная коллегия Верховного суда СССР полностью реабилитировала Ротова с формулировкой «проведенным дополнительным расследованием опровергнуто обвинение Ротова в том, что в 1934 году им была изготовлена карикатура антисоветского характера».
Пройдя круги ада, Ротов остался веселым и жизнерадостным человеком, сохранил удивительную энергию, большую любовь к людям. На даче, где жил Ротов, был маленький огород. Вместе с другими дачниками-соседями он приобрёл рассаду каких-то необыкновенных помидоров. Вскоре на грядках зазеленели помидоры. Зазеленели, но никак не краснели. Лето выдалось прохладное, пасмурное. Однажды на рассвете, когда все соседи еще спали, он покрасил все помидоры. Соседи увидели красные помидоры и переполошились: у Ротова помидоры покраснели, а у них нет! Константин Павлович от души веселился. Ссылка не убила в нем огромного чувства юмора, интереса ко всему новому и просто мальчишеской любви ко всякой технике. После освобождения возвратился в Москву, работал в журнале «Крокодил», в детских журналах «Весёлые картинки» и «Юный техник», занимался книжной иллюстрацией
В последние годы жизни Ротов работал много и успешно. Но сильно подорванный организм художника не мог долго сопротивляться болезни. Многим интересным творческим замыслам не суждено было осуществиться. А как много хорошего мог бы еще создать этот замечательный мастер. Ушел из жизни обидно рано 16 января 1959 года. Похоронен в Москве.