Елисеев Анатолий Михайлович (1930 г. р.)
Анатолий Михайлович - художник-иллюстратор, график, мастер книжной иллюстрации, театральный художник, карикатурист, актер. Заслуженный художник РСФСР (1966). Народный художник Российской Федерации (2001). Родился 15 апреля 1930 года. Мама была учительницей в младших классах приходской школы. Отец служил в московской инспекции. Сначала Толя стал артистом. Во время войны известный режиссёр Бабочкин предложил ему роль в своём фильме «Родные поля». Он сыграл мальчишку, который со стариком остался в деревне во время войны. Сразу после этого фильма Анатолий снялся ещё в одном - «Это было в Донбассе». Потом был театральный кружок. После окончания школы ему предлагали разные роли, но рисовать хотелось больше. Начал рисовать еще в школе. Очень любил уроки литературы.
В 1948-1953 учился в Московском полиграфическом институте на редакционно-издательском факультете у А. Д. Гончарова, Г. Т. Торощенко. После чего профессионально занялся книжной иллюстрацией; много рисовал карикатур и сатирических скетчей, которые публиковал журнал «Крокодил» и другие издания. Сотрудничал с популярными детскими журналами: «Мурзилка», «Веселые картинки», создавал эскизы для театра. Иллюстрировал и оформлял книги для издательств: «Детская литература», «Малыш», «Художественная литература». В книжной иллюстрации до 1970 года Елисеев тесно сотрудничал с художником М. А. Скобелевым. Снимался в фильмах «Друг мой, Колька!..», «Гори, гори, моя звезда», «Директор», «Сибирячка». Над многими фильмами работал в качестве звукооператора. Оформлял спектакли и играл в театре «Современник».
Работы художника экспонировались на московских, молодежных, республиканских, всесоюзных выставках, ярмарках книжного искусства, как в России, так и за рубежом: Берлин: (1960, 1973); Лейпциг (1965); Белград (1967); Варшава (1967); в Канаде, и других странах. Первая персональная выставка состоялась в Москве в 1967 году. Первую книжку нарисовал на втором курсе. Это была книжка С. Маршака «Книжка про книжки».
Неоднократно получал призы и награды: Диплом второй степени на Всероссийском конкурсе «Лучшая книга 1965» - за книгу Маяковского В. «Что ни страница - то слон, то львица», 1965; Диплом первой степени на Всероссийском конкурсе «Искусство книги» - за книгу Маршака С. «Почта», 1967; Диплом второй степени на Всесоюзном конкурсе «Художественное оформление и полиграфическое оформление 1971» - за Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена», 1971; Дипломант 4-го Международного конкурса детской, юношеской и научно-познавательной литературы им. А. Н. Толстого - за многолетний творческий труд по иллюстрированию детских книг России, 2012.
Он оформил много детских книг. Автор иллюстраций к произведениям Х. К. Андерсена «Свинопас»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; С. Михалкова Стихи и сказки; С. Маршака: «Книжка про книжки», «Почта»; В. Маяковского «Что ни страница - то слон, то львица»; К. Чуковского: «Мойдодыр», «Котауси и Мауси»; А. Барто: «У нас под крылом, «Мы с Тамарой»; А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; Р. Киплинга «Ваш покорный слуга пес Бутс»; А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде»; М. Твена: «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»; А. Усачева «Иван - коровий сын»; Ю. М. Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина»; П. П. Ершова «Конек-горбунок»; В. Драгунского «Расскажите мне про Сингапур»; Е. Чеповецкого «Непоседа, Мякиш и Нетак»; А. С. Некрасова «Завидная биография»; Б. В. Заходера, В. А. Аксёнова, Ю. П. Мориц, Э. Э. Мошковской, В. Г. Мелентьева, Э. Н. Успенского, С. А. Махотина, В. М. Роньшина, и многих-многих других.
Больше чем за полвека художник иллюстрировал немыслимое количество русских пословиц, сказок, потешек, прибауток. Народное искусство в его рисунки проникает через детали быта: крынки, ковшики, ухваты, лучины, прялки - то, что можно увидеть в музее. Полосатыми половичками, лоскутным одеялом, полотенцами, салфетками он украшал избы, печки, лавки. Иллюстрации Елисеева яркие, красочные. Люди с румяными лицами, пухленькими, курносенькими мужичками с бородой-лопатой. В его иллюстрации - и юмор, и сатира, и веселый карнавал героев. Художник также широко использует декоративность, элементы народного творчества - цветут городецкие цветы, распускаются невиданные травы. Те, чье детство пришлось на шестидесятые годы, вспомнят веселую книжку Драгунского «На Садовой большое движение». Черно-белые рисунки, выполненные А. Елисеевым и М. Скобелевым, лаконичные, живые, озорные и смелые нравились ребятам. И нынешние дошкольники с таким же интересом рассматривают рисунки Анатолия Елисеева. Художник знает секрет, как найти общий язык с ребенком, несмотря на то, какое идет на дворе десятилетие. «Думаю, что это самое главное в детской книге - она должна приглашать в игру, оживлять героев сказок и пробуждать воображение ребенка… Как тогда, еще в дошкольном возрасте, первая книга с картинками открыла мне целый мир, так и сейчас фантазия может начать работать от любой детали или услышанной где-то фразы».
Анатолий Елисеев - добрейший человек. Даже изображая отрицательных персонажей, Елисеев представляет их забавными, а не страшными. Анатолий Михайлович перепробовал, кажется, все виды спорта: играл в баскетбол и футбол, бегал на лыжах, занимался боксом, культуризмом, подводным плаванием. Любимое хобби - рыбалка. И когда на пятом курсе он стал главным художником журнала «Физкультура и спорт» - это никого в институте не удивило. В это время, Елисеев и Скобелев делали много рисунков на спортивные темы. Они были неизменными посетителями всемирных олимпиад. Вместе с Л. Кассилем они выпустили книжку об олимпиаде в Италии. Сотрудничали в «Крокодиле», «Вокруг света», молодежных, детских и прочих популярных журналах.
Анатолий Михайлович Елисеев - чудесный художник России, мастер своего дела, фантазер, потрясающий рассказчик, скромный человек... Всю свою творческую жизнь он посвятил искусству детской книги. Сейчас ему 90 лет, он не перестаёт что-то придумывать, шутить, рисовать и издаваться. Его веселые, яркие иллюстрации нравятся и детям и взрослым. Произведения Анатолия Елисеева хранятся в российских и зарубежных собраниях.
В 1948-1953 учился в Московском полиграфическом институте на редакционно-издательском факультете у А. Д. Гончарова, Г. Т. Торощенко. После чего профессионально занялся книжной иллюстрацией; много рисовал карикатур и сатирических скетчей, которые публиковал журнал «Крокодил» и другие издания. Сотрудничал с популярными детскими журналами: «Мурзилка», «Веселые картинки», создавал эскизы для театра. Иллюстрировал и оформлял книги для издательств: «Детская литература», «Малыш», «Художественная литература». В книжной иллюстрации до 1970 года Елисеев тесно сотрудничал с художником М. А. Скобелевым. Снимался в фильмах «Друг мой, Колька!..», «Гори, гори, моя звезда», «Директор», «Сибирячка». Над многими фильмами работал в качестве звукооператора. Оформлял спектакли и играл в театре «Современник».
Работы художника экспонировались на московских, молодежных, республиканских, всесоюзных выставках, ярмарках книжного искусства, как в России, так и за рубежом: Берлин: (1960, 1973); Лейпциг (1965); Белград (1967); Варшава (1967); в Канаде, и других странах. Первая персональная выставка состоялась в Москве в 1967 году. Первую книжку нарисовал на втором курсе. Это была книжка С. Маршака «Книжка про книжки».
Неоднократно получал призы и награды: Диплом второй степени на Всероссийском конкурсе «Лучшая книга 1965» - за книгу Маяковского В. «Что ни страница - то слон, то львица», 1965; Диплом первой степени на Всероссийском конкурсе «Искусство книги» - за книгу Маршака С. «Почта», 1967; Диплом второй степени на Всесоюзном конкурсе «Художественное оформление и полиграфическое оформление 1971» - за Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена», 1971; Дипломант 4-го Международного конкурса детской, юношеской и научно-познавательной литературы им. А. Н. Толстого - за многолетний творческий труд по иллюстрированию детских книг России, 2012.
Он оформил много детских книг. Автор иллюстраций к произведениям Х. К. Андерсена «Свинопас»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; С. Михалкова Стихи и сказки; С. Маршака: «Книжка про книжки», «Почта»; В. Маяковского «Что ни страница - то слон, то львица»; К. Чуковского: «Мойдодыр», «Котауси и Мауси»; А. Барто: «У нас под крылом, «Мы с Тамарой»; А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; Р. Киплинга «Ваш покорный слуга пес Бутс»; А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде»; М. Твена: «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»; А. Усачева «Иван - коровий сын»; Ю. М. Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина»; П. П. Ершова «Конек-горбунок»; В. Драгунского «Расскажите мне про Сингапур»; Е. Чеповецкого «Непоседа, Мякиш и Нетак»; А. С. Некрасова «Завидная биография»; Б. В. Заходера, В. А. Аксёнова, Ю. П. Мориц, Э. Э. Мошковской, В. Г. Мелентьева, Э. Н. Успенского, С. А. Махотина, В. М. Роньшина, и многих-многих других.
Больше чем за полвека художник иллюстрировал немыслимое количество русских пословиц, сказок, потешек, прибауток. Народное искусство в его рисунки проникает через детали быта: крынки, ковшики, ухваты, лучины, прялки - то, что можно увидеть в музее. Полосатыми половичками, лоскутным одеялом, полотенцами, салфетками он украшал избы, печки, лавки. Иллюстрации Елисеева яркие, красочные. Люди с румяными лицами, пухленькими, курносенькими мужичками с бородой-лопатой. В его иллюстрации - и юмор, и сатира, и веселый карнавал героев. Художник также широко использует декоративность, элементы народного творчества - цветут городецкие цветы, распускаются невиданные травы. Те, чье детство пришлось на шестидесятые годы, вспомнят веселую книжку Драгунского «На Садовой большое движение». Черно-белые рисунки, выполненные А. Елисеевым и М. Скобелевым, лаконичные, живые, озорные и смелые нравились ребятам. И нынешние дошкольники с таким же интересом рассматривают рисунки Анатолия Елисеева. Художник знает секрет, как найти общий язык с ребенком, несмотря на то, какое идет на дворе десятилетие. «Думаю, что это самое главное в детской книге - она должна приглашать в игру, оживлять героев сказок и пробуждать воображение ребенка… Как тогда, еще в дошкольном возрасте, первая книга с картинками открыла мне целый мир, так и сейчас фантазия может начать работать от любой детали или услышанной где-то фразы».
Анатолий Елисеев - добрейший человек. Даже изображая отрицательных персонажей, Елисеев представляет их забавными, а не страшными. Анатолий Михайлович перепробовал, кажется, все виды спорта: играл в баскетбол и футбол, бегал на лыжах, занимался боксом, культуризмом, подводным плаванием. Любимое хобби - рыбалка. И когда на пятом курсе он стал главным художником журнала «Физкультура и спорт» - это никого в институте не удивило. В это время, Елисеев и Скобелев делали много рисунков на спортивные темы. Они были неизменными посетителями всемирных олимпиад. Вместе с Л. Кассилем они выпустили книжку об олимпиаде в Италии. Сотрудничали в «Крокодиле», «Вокруг света», молодежных, детских и прочих популярных журналах.
Анатолий Михайлович Елисеев - чудесный художник России, мастер своего дела, фантазер, потрясающий рассказчик, скромный человек... Всю свою творческую жизнь он посвятил искусству детской книги. Сейчас ему 90 лет, он не перестаёт что-то придумывать, шутить, рисовать и издаваться. Его веселые, яркие иллюстрации нравятся и детям и взрослым. Произведения Анатолия Елисеева хранятся в российских и зарубежных собраниях.
РАБОТЫ ХУДОЖНИКА
Водичка-водичка. Русские народные песенки и потешки
Два медвежонка. Народная сказка
Драгунский В. Расскажите мне про Сингапур
Иляна Косинзяна. Румынские народные сказки
Мелентьев В. Г. Фантастическая повесть
Мелентьев В. Г. Фантастическая повесть
Некрасов А. С. Завидная биография
Пивоварова И. Месяц-козлик
Постников В. Карандаш и Самоделкин на Острове Динозавров
Русские народные сказки