Бём Елизавета Меркурьевна
Русская рисовальщица, силуэтист, акварелист, иллюстратор
Родилась 24 февраля (12 февраля по старому стилю) 1843 года в Санкт-Петербурге.
Отец Елизаветы, Меркурий Николаевич Эндауров, служил в Санкт-Петербурге в Комиссариатском департаменте Военного министерства помощником бухгалтера. Мать, Юлия Ивановна, была дочерью чиновника VI класса Богуславского полка.
Детство Елизаветы прошло в родовом поместье в Ярославской губернии. Туда, на природу, родители художницы переехали жить, когда ей было шесть лет. Самые светлые детские воспоминания Елизаветы Меркурьевны связаны были с сельской жизнью.
Поскольку оба родителя Елизаветы были большими любителями искусства, то ее увлечение рисованием было весьма логичным.
«Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет; я иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письмах к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и животных; и вот это-то и обратило внимание людей несколько понимающих, что мне следовало серьёзно заняться рисованием»
С 1857 года по 1864 год Елизавета обучалась в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Елизавета стала одной из первых женщин в России, профессионально занявшихся графикой и прикладным искусством. За свои рисунки она получила серебряную медаль Общества поощрения художеств.
В 1867 году Елизавета Меркурьевна вышла замуж за Людвига Францевича Бёма, талантливого скрипача и преподавателя, а позднее профессора Петербургской консерватории, который был венгром по происхождению. Брак был счастливым, и у супругов родилось несколько детей Став замужней женщиной, Елизавета Бём не прекратила заниматься рисованием. Людвиг Францевич относился с пониманием к любимому делу супруги и всячески её поддерживал.
«Смотря на те прелестные произведения кисти Елизаветы Меркурьевны, которые она, бывало, показывала мне во время моих к ней посещений, я не раз думал о том, что я не столько был бы удовлетворен, если бы жена моя была, например, музыкантшей и я, вернувшись из консерватории, еще полный часто фальшивыми звуками моих учеников, встречал бы и дома опять, хотя бы и хорошие, но все же музыкальные звуки; а тут я прямо отдыхаю на ее рисунках».
Как силуэтист Елизавета Меркурьевна стала активно работать с 1875 года. Силуэты она изготовляла с помощью литографии - вырезания на камне , что позволяло ей не только сразу выпускать свои книги небольшими тиражами, но делать тончайшую проработку всех деталей. Она тщательно вырисовывала пёрышки птичек и кудряшки на головке деревенской девочки, шерсть собаки и кружева на платьях кукол — мельчайшие подробности делали графику Елизаветы Бём необычайно тонкой, душевной, живой, и именно это принесло ей признание.
Илья Репин говорил про силуэты Бём: «Ее черненькие я люблю больше многих беленьких».
В технике литографии были выполнены знаковые работы Е. М. Бём, как иллюстратора — рисунки к поэме Н. А. Некрасова «Мороз Красный нос», иллюстрации к сказкам Варвары Софронович «Какой друг был у Даши», «Волшебная палочка», «Глазки принцессы Формозы», «Два брата», «Розовое стёклышко», «Ненужный подарок», «Каменная статуя», серия силуэтов «Басни И. Крылова». Е. М. Бём исполнила по одной иллюстрации к 12 басням, альбом «Типы из «Записок охотника» И.С.Тургенева в силуэтах» и т.д.
Работала художница и над книгами для самых маленьких. Для них она создала небольшие альбомы «Пословицы в силуэтах» (1884) и «Поговорки и присказки в силуэтах» (1885).
Так же в этой технике вышли ее знаковые работы - «Силуэты из жизни детей» ( 1877 г.) и «Пирог» ( 1880 г.) Всего за два десятка лет работы в технике силуэта художница выпустила 14 альбомов, которые неоднократно перепечатывались не только в России, но и за рубежом.
Силуэтные иллюстрации, выполненные к «Народной сказке о репке» (1881), стали одной из самых популярных работ художницы. Сказка о репке с иллюстрациями Е. М. Бём неоднократно переиздавалась, в том числе и при советской власти.
Когда зрение Елизаветы Меркурьевны, начало садиться и работать в технике литография с тем же качеством стало невозможным, она перешла на акварели. И на этом поприще оказалась не менее талантлива .
Большинство дореволюционных открыток, которыми сегодня иллюстрируют журнальные статьи и книги, посвященные нашему прошлому, сделаны именно Елизаветой Бём.
В 1870 году Императорская Академия художеств присудила Елизавете Меркурьевне большую поощрительную медаль за акварельные и карандашные рисунки животных. В том же году художница получила золотую медаль на выставке акварельных рисунков и миниатюр в Париже.
В акварельной технике Елизавета Меркурьевна создала еще одну свою знаковую, но неоднозначно принятую критиками работу - серию открыток " Азбука" ( работу над ней она начала в 1911 г)
Художнице хотелось одним выстрелом убить двух зайцев, дать детям представление и о буквах, и об окружающих вещах, и даже о каллиграфии и все это изобилие информации теснилось на формате обычной почтовой открытки, затрудняя восприятие .
В 1913—1914 году в Париже русским эмигрантом Ильёй Лапиным «Азбука» была издана в виде больших листов с большим (7-10) количеством рисунков и понятий на каждую букву. «Азбука» была издана на «французской мелованной бумаге в роскошном коленкоровом переплёте с двумя металлическими под старое серебро застёжками и пряжками». Тираж — 1 000 экземпляров, 5 выпусков по 6 иллюстраций в каждом.
Когда зрение испортилось окончательно Елизовета Бём перешла на работу со стеклом - создавая и проектируя посуду. Случилось это после поездки в Орловскую губернию на Мальцовские заводы, где директором хрустального завода был её брат Александр. Она делала формы для посуды, ориентируясь на старинные предметы: братины, стопы, чарки, ковши. Придумывала рисунки для эмалей. Сама расписывала посуду и внимательно наблюдала, если росписи делал кто-то другой
Работы Елизаветы Меркурьевны (с 1868 года) участвовали в международных выставках — в Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906) — и везде получали медали. В Милане художница получила золотую медаль, как и на выставке в Чикаго (1893), за рисунки для вееров и изделия из стекла.
В 1904 году художница овдовела. Но до последнего дня, несмотря на все трудности и беды, она продолжала заниматься творчеством.
Установилось мнение, что с замужеством женщина всегда или большей частью кончает свои занятия искусством - всё равно, музыка это или живопись или что другое, не находя для этого достаточно времени. Вспоминаю при этом слова нашего великого писателя Л.Н.Толстого, который говорил, что у кого есть призвание действительное, то для этого найдётся время, как находишь его для того, чтобы пить и есть. И это совершенная истина; чувствую это по опыту. Любя всей душой своё занятие, я и по выходе замуж и после того, как родила ребёнка, всё так же, если ещё не более, занимаюсь любимым делом.
Елизавета Меркурьевна умерла 25 июля (7 августа) 1914 года, за неделю до начала Первой мировой войны и была похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге (могила утрачена).
Работы художника
Народная сказка о репке
Типы из «Записок охотника» И.С.Тургенева в силуэтах
Анна Каренина
Открытка
Азбука. Б - Буки.
Азбука. Е- Есть.
Азбука. З - Земля.
Азбука. К - Како.
Азбука. М - Мыслите.