Жила-была Красная Шапочка. Эволюция персонажа в иллюстрациях художников 20-21 века
История о девочке, обманутой волком, была распространена во Франции и Италии еще в Средних веках. В альпийских предгорьях и в Тироле сказка, известная там по меньшей мере с XIV века, пользовалась особой популярностью.
Шарль Перро считается одним из первых, кто литературно обработал народное предание, придав ему стихотворную форму. Кроме того, в угоду модных тенденций своего времени, добавил в конце истории морализаторский пассаж.
Сказка была издана в 1697 году в Париже в книге «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Красная шапочка предстает в ней как легкомысленная деревенская девушка, носящая головной убор вызывающего цвета и этим привлекшая на себя беду в виде коварного волка. В конце сказки девушка оказывается съеденной волком, и после чего следует мораль о том, что не стоит быть легкомысленным и доверять незнакомцам.
Второй вариант сказки, который и стал классическим в современной детской литературе, был записан братьями Гримм спустя столетие после смерти Перро. В этой истории Красная шапочка это маленькая девочка, любящая свою бабушку так сильно , что не расстается с ее подарком - красным головным убором. И в историю с волком она попала лишь из-за того , что ослушалась совета матери и, отправляясь навестить больную бабушку, свернула с дороги.
Мы собрали для тебя примеры того, какой видят иллюстраторы из разных стран в разный временной период эту маленькую девочку, шагающую к бабушке через лес.
В конце 19 - начале 20 века в мире главенствовал стиль "модерн" . У него не было общей концепции, кроме стремления его представителей создать новый художественного языка искусства и посредством этого формирование нового художественного стиля, объединяющего декоративно-прикладное искусство, живопись и архитектуру. Его отличительной особенностью являлась тяга к волнистым линиям, четким контурам, растительным мотивам. Особое влияние на художников модерна оказали японские гравюры. Красная Шапочка на иллюстрациях художников этого времени предстает перед нами юной девушкой в красном плаще.
В России сказка про Красную Шапочку издавалась более 100 раз, причём в первые сто лет у неё был оригинальный конец (девочка и бабушка погибают), а с 1897 года концовка стала счастливой. Этот вариант сказки в XX веке доминировал. На советском и пост-советском пространстве так же изменения претерпел головной убор героини. Оригинальные "шаперон" - капюшон с перелиной, в тексте сказки превратился в "шапочку" , а в иллюстрациях преобладало нечто похожее на красный чепец.
В начала 21 века в детской иллюстрации преобладает стремление к высокой детализации, склонность художников через иллюстрации дополнить оригинальную историю новыми деталями, смыслами и оттенками. Красная Шапочка, из собирательного образа "милой девочки" превращается в полноценного персонажа, которого каждый художник наделяет уникальным характером. Точнее всего эту тенденцию сформулировал известный иллюстратор Антон Ломаев.
В 2000х годах рост популярности мультипликации во всем мире нашел свое отражение и в книжной иллюстрации. Теперь Красная Шапочка больше похожа на персонаж мультфильма или комикса, чем на реального человека.
Но самым ярким изменением , произошедшим с героиней сказки Гримм и Перро, становится перенос ее в действительность 21 века.
Красная Шапочка полностью утрачивает связь со своими историческими корнями, и волей художников - иллюстраторов превращается в современную девочку-подростка. Ее головной убор тоже трансформируется в привычные нам берет или широкополую шляпу.
История про девочку и волка не теряет актуальности даже спустя 5 веков. Возможно еще через 100 лет встреча Красной Шапочки и волка произойдет уже где-то на просторах Галактики, а вместо шапочки ее голову будет украшать красный шлем от скафандра...
Шарль Перро считается одним из первых, кто литературно обработал народное предание, придав ему стихотворную форму. Кроме того, в угоду модных тенденций своего времени, добавил в конце истории морализаторский пассаж.
Сказка была издана в 1697 году в Париже в книге «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Красная шапочка предстает в ней как легкомысленная деревенская девушка, носящая головной убор вызывающего цвета и этим привлекшая на себя беду в виде коварного волка. В конце сказки девушка оказывается съеденной волком, и после чего следует мораль о том, что не стоит быть легкомысленным и доверять незнакомцам.
Второй вариант сказки, который и стал классическим в современной детской литературе, был записан братьями Гримм спустя столетие после смерти Перро. В этой истории Красная шапочка это маленькая девочка, любящая свою бабушку так сильно , что не расстается с ее подарком - красным головным убором. И в историю с волком она попала лишь из-за того , что ослушалась совета матери и, отправляясь навестить больную бабушку, свернула с дороги.
«Красная Шапочка». Картина маслом швейцарского художника Альберта Анкера (1883 год)
Мы собрали для тебя примеры того, какой видят иллюстраторы из разных стран в разный временной период эту маленькую девочку, шагающую к бабушке через лес.
В конце 19 - начале 20 века в мире главенствовал стиль "модерн" . У него не было общей концепции, кроме стремления его представителей создать новый художественного языка искусства и посредством этого формирование нового художественного стиля, объединяющего декоративно-прикладное искусство, живопись и архитектуру. Его отличительной особенностью являлась тяга к волнистым линиям, четким контурам, растительным мотивам. Особое влияние на художников модерна оказали японские гравюры. Красная Шапочка на иллюстрациях художников этого времени предстает перед нами юной девушкой в красном плаще.
Автор иллюстрации Уолтер Крейн (1845-1915)
Автор иллюстрации Генри Патрик «Гарри» Кларк (1889—1931)
Автор иллюстрации Джойс Мерсер (1896-1965)
В России сказка про Красную Шапочку издавалась более 100 раз, причём в первые сто лет у неё был оригинальный конец (девочка и бабушка погибают), а с 1897 года концовка стала счастливой. Этот вариант сказки в XX веке доминировал. На советском и пост-советском пространстве так же изменения претерпел головной убор героини. Оригинальные "шаперон" - капюшон с перелиной, в тексте сказки превратился в "шапочку" , а в иллюстрациях преобладало нечто похожее на красный чепец.
Автор иллюстрации Борис Александрович Дехтерёв (1908 - 1993)
Автор иллюстрации Яровой Степан Калинович (1913–1988)
Автор иллюстрации Бедарев Глеб Георгиевич (1938 -)
Авторы иллюстрации Эрик Булатов (1933 г.) и Олег Васильев (1931-2013)
В начала 21 века в детской иллюстрации преобладает стремление к высокой детализации, склонность художников через иллюстрации дополнить оригинальную историю новыми деталями, смыслами и оттенками. Красная Шапочка, из собирательного образа "милой девочки" превращается в полноценного персонажа, которого каждый художник наделяет уникальным характером. Точнее всего эту тенденцию сформулировал известный иллюстратор Антон Ломаев.
Свою задачу я вижу в том, чтобы развернуть перед ребенком историю, вовлечь его в происходящее. Недостаточно пересказать историю нарисованными образами, нужно снабдить ее новым измерением, подтолкнуть воображение читателя. Вначале я пытаюсь выйти за рамки текста, продлить сюжеты, увидеть за главными героями других персонажей, другие события.
Автор иллюстрации Антон Яковлевич Ломаев (1971)
Геннадий Константинович Спирин (1948 )
Лев Каплан (1967)
В 2000х годах рост популярности мультипликации во всем мире нашел свое отражение и в книжной иллюстрации. Теперь Красная Шапочка больше похожа на персонаж мультфильма или комикса, чем на реального человека.
Автор иллюстрации Давид Ревой (1981)
Автор иллюстрации Франческа Росси (1983)
Автор иллюстрации Нестерова Анастасия (1988)
Автор иллюстрации Мел Армстронг (19xx)
Но самым ярким изменением , произошедшим с героиней сказки Гримм и Перро, становится перенос ее в действительность 21 века.
Красная Шапочка полностью утрачивает связь со своими историческими корнями, и волей художников - иллюстраторов превращается в современную девочку-подростка. Ее головной убор тоже трансформируется в привычные нам берет или широкополую шляпу.
Автор иллюстрации Екатерина Волжина (19xx)
Автор иллюстрации Галина Зинько (1886)
История про девочку и волка не теряет актуальности даже спустя 5 веков. Возможно еще через 100 лет встреча Красной Шапочки и волка произойдет уже где-то на просторах Галактики, а вместо шапочки ее голову будет украшать красный шлем от скафандра...