Александра Васильева. Самоучитель по японской живописи суми-э ( обзор книги)
Александра Васильева - художник пишущий в технике суми-э более 12 лет, директор Российской ветви Международной ассоциации каллиграфии и живописи тушью (Токио.Япония) под руководством художника Рансуя Яката и создатель онлайн школы суми-э.
Книга "Самоучитель по японской живописи суми-э " представляет собой опубликованные в печати уроки из начинающей ступени курса онлайн-школы + несколько дополнительных уроков из других ступеней.
Чем же интересна эта книга? Рассмотрим подробнее
Театр начинается с вешалки, а книга с обложки.
Вообще все, что связанно с внешним оформлением книги сделано на хорошем уровне. Тактильно приятная плотная матовая обложка. Неожиданным открытием стал оригинальный шрифт, который украшает не только обложку, но и является основным шрифтом всей книги. Он выглядит , как нечто среднее между рукописным и машинописным шрифтом, и уже через него читателя погружают в мир туши, кисти и изящных линий.
Внутри так же присутствуют работы автора в качестве оформления текстовых глав. Это работает на погружение в атмосферу Японии.
Книга состоит из введения от автора, заключения и трех тематических глав.
В ведении Александра ставит цель, через эту книгу познакомить начинающего художника с искусством суми-э, передать его связь с культурой Японии, дать базовые представления о технике писания картин в этом стиле.
Первая глава - техническая в ней автор подробно рассказывает о самой технике суми-э , истории происхождения, традициях с ней связанных.
Мы узнаем, что название стиля "суми-э" состоит из двух частей - 墨絵, 墨 суми-тушь, 絵 э -картина и переводится, как картина тушью. Техника рисования тушью возникло в Китае.
Стиль возник как отрицание академических дворцовых стилей, он выдвигал на первый план экспромт, наитие, сиюминутное настроение художника и был связан с каллиграфией. Странствующие буддийские монахи школы дзен (по-китайски–чань «созерцание») способствовали распространению в Японию живописных стилей.
Так же автор рассказывает о двух базовых принципах суми-э, о материалах которыми традиционно пишут художники свои картины, их специфике и объясняет что должно входить в минимальный набор новичка, чтобы перейти к практической части книги.
Глава 2 и 3 - это практические главы. Здесь с одной стороны через мастер-классы по рисованию Александра знакомит новичка с культурой Японии, а с другой стороны, через культурный код Японии, помогает понять особенности именно этого живописного стиля.
В заключении автор подводит итог этой книги, и сообщает читателю, что для более углубленного изучения суми-э и большего развития в нем как мастера, следует действовать в рамках восточной традиции обучения " от сердца к сердцу" и найти подходящего учителя ( сенсея) и/или школу. А так же немного рассказывает о себе, как о хужодожнике.
В качестве вывода , хочется сказать что эта книга подойдет для тех, кто интересуется культурой Японии , так как суми-э это неотъемлимая ее часть.
Она хороша для начинаюших художников, ищущих "свой путь" в творчестве, как возможность попробовать что-то новое, иначе взглянуть на знакомые вещи.
Восточный и западный мир отличаются друг от друга, и это отличие особенно заметно через призму искусства.
Суми-э это не про конкретное изображение конкретного предмета, но про идею и мысль, которую через этот предмет может выразить художник. И если вам близок такой подход, то есть смысл открыть книгу и попробовать себя в живописи тушью.
Для тех, кто ищет углубленных знаний, или подробных пошаговых инструкций, книга будет не так полезна. Так как техника интуитивная, построенная на том, что сначала вы тщательно отработали базовые знания ( типы мазков, способы набора туши на кисть, поставили себе руку) и лишь потом принимаетесь за сюжеты, а мастер-класс лишь дает подсказки в их изображении, не более того.
Для дополнительной информации рекомендуем посетить сайт автора