Комикс как новый вид искусства
Сегодня комиксы стали одной из неотъемлемых частей поп-культуры. От наскальных рисунков и саркастических карикатур люди пришли к широкоформатным графическим произведениям. О том, что из себя представляет этот вид искусства и какими бывают комиксы – в нашей статье!
Определений комикса существует великое множество. Некоторые из них дополняют друг друга, тогда как другие полностью противоречат.
Для начала стоит обратиться к работам одного из первых исследователей комикса, а также автора графических романов, Уилла Айснера. Самая значимая его исследовательская работа «Комикс и последовательное искусство» уже в названии содержит определение: комикс - это искусство последовательно расположенных изображений. Определение это крайне ёмкое, но недостаточно точное по мнению другого исследователя и комиксиста Скотта МакКлауда. Он использовал определение Айснера как фундамент и описал комикс гораздо подробнее: «комикс - иллюстративные и другие изображения, сопоставленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации и/или получены эстетического отклика от зрителей».
![Уилл Айснер "Комикс как последовательное искусство" Уилл Айснер "Комикс как последовательное искусство"](/uploads/posts/2024-02/1709188552_61c06cce02e8bd30a52a19c6.jpg)
Также многие, в том числе и Айснер, приравнивали комикс к языковой системе. Французский исследователь комиксов Тьерри Гронстин в «The System of Comics» с самого начала обозначает, что рассматривает за своей работе комикс как язык. Но Нил Кон в книге «The Visual Language of Comics» категорично разграничивает комикс и визуальный язык, и предлагает во время анализа отбросить такие определения как «комикс», «манга», «графический роман», вместо этого сосредоточившись на сочетаниях визуального и вербального языков как таковых.
Однако с точки зрения лингвистики комикс представляет собой креолизированный текст. То есть это текст, состоящий из вербальной, - языковой, - и невербальной, - относящейся к другим знаковым системам, - частей. Помимо комиксов к креолизированным текстам относятся иллюстрированные книги, реклама, плакаты и так далее. Особенностью креолизированного текста является то, что его части нельзя воспринимать по-отдельности. Это единое целое, и смысл, который хотела донести до нас автор, появляется именно при сочетания текста и изображения. Читатель воспринимает конструкция из рисунка и текста одновременно, что связано со свойствами человеческой психики.
Иногда под «комиксом» некоторые исследователи подразумевают конкретно американские комиксы, тогда как для японских, например, есть своё название - «манга». Манга отличается от европейского комикса композиционно и почти всегда выполнена тушь, а значит создана в черно-белых тонах. Для корейских и китайских комиксов - названия «манхва» и «маньхуа» соответственно. Комиксы франко-бельгийской школы могут называть «bande dessinée» (с фр. рисованная лента), или сокращённо BD. Хотя под этим названием некоторые подразумевают любые европейские комиксы.
![Японская манга Японская манга](/uploads/posts/2024-02/1709188488_read-manga-step-3-scaled.jpg)
Форматов комиксов также существует достаточно большое количество, есть как общепринятые форматы, так и форматы, публикующиеся лишь в некоторых странах.
Стрип - короткая история, изложенная с помощью небольшого количества изображений на одной странице, чаще всего юмористического характера. Ранее данный формат был представлен только в газетах, где и зародился. Однако сегодня стрипы в огромных количествах появляются в социальных сетях, а самые популярные серии выходят в виде полноценных книг. Чаще всего в формате скрипов представлены юмористические истории с легким нарративом.
![Пример комикс-стрипа Пример комикс-стрипа](/uploads/posts/2024-02/1709188473_9e16fb603ad639b500a4bfd5bacaad44.jpg)
Сингл - это журнал от 17 до 24 страниц, формат в основном свойственный для американских комиксов.
Графический роман - цельное произведение, которое выпускается сразу одной книгой, а не раз в месяц небольшими отрывками как периодическое издание. Зачастую является более сложным произведением как с визуальной, так и с повествовательной точки зрения.
![Один из самых знаменитых графических романов - "Маус" Один из самых знаменитых графических романов - "Маус"](/uploads/posts/2024-02/1709188542_eh3u9rxpcubarl1gcrrrufse7rmq07mz.jpg)
Ваншот - комикс, не являющийся продолжением какой-либо серии и содержащий самостоятельную историю.
Нельзя не упомянуть и про веб-комиксы, которые с каждым годом приобретают все большую популярность. Одна из разновидностей комикса - «вебтун», название образовано от сочетания «web» - сеть и «cartoons» - комиксы/мультипликация. Их особенностью является крайне вытянутый формат страницы, что позволяет с большим удобством читать вебтуны с телефона, с использование вертикального скроллинга. Однако это сильно видоизменяет композицию страницы, появляются новые ограничения, например, сложность изображения широкомасштабной сцены с большим количеством деталей.
![Процесс создания вебтуна Процесс создания вебтуна](/uploads/posts/2024-02/1709188568_maxresdefault.jpg)
Комикс сегодня преобразуется в полноценный вид искусства – со своими форматами, жанрами и тематиками. И приобщиться к этому новому виду искусства, стать комиксистом, может каждый. Для этого даже не надо обладать искусными художественными навыками, ведь в основе комикса –захватывающая история, которую нам рассказывает автор.
Определений комикса существует великое множество. Некоторые из них дополняют друг друга, тогда как другие полностью противоречат.
Для начала стоит обратиться к работам одного из первых исследователей комикса, а также автора графических романов, Уилла Айснера. Самая значимая его исследовательская работа «Комикс и последовательное искусство» уже в названии содержит определение: комикс - это искусство последовательно расположенных изображений. Определение это крайне ёмкое, но недостаточно точное по мнению другого исследователя и комиксиста Скотта МакКлауда. Он использовал определение Айснера как фундамент и описал комикс гораздо подробнее: «комикс - иллюстративные и другие изображения, сопоставленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации и/или получены эстетического отклика от зрителей».
![Уилл Айснер "Комикс как последовательное искусство" Уилл Айснер "Комикс как последовательное искусство"](/uploads/posts/2024-02/1709188552_61c06cce02e8bd30a52a19c6.jpg)
Также многие, в том числе и Айснер, приравнивали комикс к языковой системе. Французский исследователь комиксов Тьерри Гронстин в «The System of Comics» с самого начала обозначает, что рассматривает за своей работе комикс как язык. Но Нил Кон в книге «The Visual Language of Comics» категорично разграничивает комикс и визуальный язык, и предлагает во время анализа отбросить такие определения как «комикс», «манга», «графический роман», вместо этого сосредоточившись на сочетаниях визуального и вербального языков как таковых.
Однако с точки зрения лингвистики комикс представляет собой креолизированный текст. То есть это текст, состоящий из вербальной, - языковой, - и невербальной, - относящейся к другим знаковым системам, - частей. Помимо комиксов к креолизированным текстам относятся иллюстрированные книги, реклама, плакаты и так далее. Особенностью креолизированного текста является то, что его части нельзя воспринимать по-отдельности. Это единое целое, и смысл, который хотела донести до нас автор, появляется именно при сочетания текста и изображения. Читатель воспринимает конструкция из рисунка и текста одновременно, что связано со свойствами человеческой психики.
Иногда под «комиксом» некоторые исследователи подразумевают конкретно американские комиксы, тогда как для японских, например, есть своё название - «манга». Манга отличается от европейского комикса композиционно и почти всегда выполнена тушь, а значит создана в черно-белых тонах. Для корейских и китайских комиксов - названия «манхва» и «маньхуа» соответственно. Комиксы франко-бельгийской школы могут называть «bande dessinée» (с фр. рисованная лента), или сокращённо BD. Хотя под этим названием некоторые подразумевают любые европейские комиксы.
![Японская манга Японская манга](/uploads/posts/2024-02/1709188488_read-manga-step-3-scaled.jpg)
Форматов комиксов также существует достаточно большое количество, есть как общепринятые форматы, так и форматы, публикующиеся лишь в некоторых странах.
Стрип - короткая история, изложенная с помощью небольшого количества изображений на одной странице, чаще всего юмористического характера. Ранее данный формат был представлен только в газетах, где и зародился. Однако сегодня стрипы в огромных количествах появляются в социальных сетях, а самые популярные серии выходят в виде полноценных книг. Чаще всего в формате скрипов представлены юмористические истории с легким нарративом.
![Пример комикс-стрипа Пример комикс-стрипа](/uploads/posts/2024-02/1709188473_9e16fb603ad639b500a4bfd5bacaad44.jpg)
Сингл - это журнал от 17 до 24 страниц, формат в основном свойственный для американских комиксов.
Графический роман - цельное произведение, которое выпускается сразу одной книгой, а не раз в месяц небольшими отрывками как периодическое издание. Зачастую является более сложным произведением как с визуальной, так и с повествовательной точки зрения.
![Один из самых знаменитых графических романов - "Маус" Один из самых знаменитых графических романов - "Маус"](/uploads/posts/2024-02/1709188542_eh3u9rxpcubarl1gcrrrufse7rmq07mz.jpg)
Ваншот - комикс, не являющийся продолжением какой-либо серии и содержащий самостоятельную историю.
Нельзя не упомянуть и про веб-комиксы, которые с каждым годом приобретают все большую популярность. Одна из разновидностей комикса - «вебтун», название образовано от сочетания «web» - сеть и «cartoons» - комиксы/мультипликация. Их особенностью является крайне вытянутый формат страницы, что позволяет с большим удобством читать вебтуны с телефона, с использование вертикального скроллинга. Однако это сильно видоизменяет композицию страницы, появляются новые ограничения, например, сложность изображения широкомасштабной сцены с большим количеством деталей.
![Процесс создания вебтуна Процесс создания вебтуна](/uploads/posts/2024-02/1709188568_maxresdefault.jpg)
Комикс сегодня преобразуется в полноценный вид искусства – со своими форматами, жанрами и тематиками. И приобщиться к этому новому виду искусства, стать комиксистом, может каждый. Для этого даже не надо обладать искусными художественными навыками, ведь в основе комикса –захватывающая история, которую нам рассказывает автор.