Комикс как новый вид искусства
Сегодня комиксы стали одной из неотъемлемых частей поп-культуры. От наскальных рисунков и саркастических карикатур люди пришли к широкоформатным графическим произведениям. О том, что из себя представляет этот вид искусства и какими бывают комиксы – в нашей статье!
Определений комикса существует великое множество. Некоторые из них дополняют друг друга, тогда как другие полностью противоречат.
Для начала стоит обратиться к работам одного из первых исследователей комикса, а также автора графических романов, Уилла Айснера. Самая значимая его исследовательская работа «Комикс и последовательное искусство» уже в названии содержит определение: комикс - это искусство последовательно расположенных изображений. Определение это крайне ёмкое, но недостаточно точное по мнению другого исследователя и комиксиста Скотта МакКлауда. Он использовал определение Айснера как фундамент и описал комикс гораздо подробнее: «комикс - иллюстративные и другие изображения, сопоставленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации и/или получены эстетического отклика от зрителей».
Также многие, в том числе и Айснер, приравнивали комикс к языковой системе. Французский исследователь комиксов Тьерри Гронстин в «The System of Comics» с самого начала обозначает, что рассматривает за своей работе комикс как язык. Но Нил Кон в книге «The Visual Language of Comics» категорично разграничивает комикс и визуальный язык, и предлагает во время анализа отбросить такие определения как «комикс», «манга», «графический роман», вместо этого сосредоточившись на сочетаниях визуального и вербального языков как таковых.
Однако с точки зрения лингвистики комикс представляет собой креолизированный текст. То есть это текст, состоящий из вербальной, - языковой, - и невербальной, - относящейся к другим знаковым системам, - частей. Помимо комиксов к креолизированным текстам относятся иллюстрированные книги, реклама, плакаты и так далее. Особенностью креолизированного текста является то, что его части нельзя воспринимать по-отдельности. Это единое целое, и смысл, который хотела донести до нас автор, появляется именно при сочетания текста и изображения. Читатель воспринимает конструкция из рисунка и текста одновременно, что связано со свойствами человеческой психики.
Иногда под «комиксом» некоторые исследователи подразумевают конкретно американские комиксы, тогда как для японских, например, есть своё название - «манга». Манга отличается от европейского комикса композиционно и почти всегда выполнена тушь, а значит создана в черно-белых тонах. Для корейских и китайских комиксов - названия «манхва» и «маньхуа» соответственно. Комиксы франко-бельгийской школы могут называть «bande dessinée» (с фр. рисованная лента), или сокращённо BD. Хотя под этим названием некоторые подразумевают любые европейские комиксы.
Форматов комиксов также существует достаточно большое количество, есть как общепринятые форматы, так и форматы, публикующиеся лишь в некоторых странах.
Стрип - короткая история, изложенная с помощью небольшого количества изображений на одной странице, чаще всего юмористического характера. Ранее данный формат был представлен только в газетах, где и зародился. Однако сегодня стрипы в огромных количествах появляются в социальных сетях, а самые популярные серии выходят в виде полноценных книг. Чаще всего в формате скрипов представлены юмористические истории с легким нарративом.
Сингл - это журнал от 17 до 24 страниц, формат в основном свойственный для американских комиксов.
Графический роман - цельное произведение, которое выпускается сразу одной книгой, а не раз в месяц небольшими отрывками как периодическое издание. Зачастую является более сложным произведением как с визуальной, так и с повествовательной точки зрения.
Ваншот - комикс, не являющийся продолжением какой-либо серии и содержащий самостоятельную историю.
Нельзя не упомянуть и про веб-комиксы, которые с каждым годом приобретают все большую популярность. Одна из разновидностей комикса - «вебтун», название образовано от сочетания «web» - сеть и «cartoons» - комиксы/мультипликация. Их особенностью является крайне вытянутый формат страницы, что позволяет с большим удобством читать вебтуны с телефона, с использование вертикального скроллинга. Однако это сильно видоизменяет композицию страницы, появляются новые ограничения, например, сложность изображения широкомасштабной сцены с большим количеством деталей.
Комикс сегодня преобразуется в полноценный вид искусства – со своими форматами, жанрами и тематиками. И приобщиться к этому новому виду искусства, стать комиксистом, может каждый. Для этого даже не надо обладать искусными художественными навыками, ведь в основе комикса –захватывающая история, которую нам рассказывает автор.
Определений комикса существует великое множество. Некоторые из них дополняют друг друга, тогда как другие полностью противоречат.
Для начала стоит обратиться к работам одного из первых исследователей комикса, а также автора графических романов, Уилла Айснера. Самая значимая его исследовательская работа «Комикс и последовательное искусство» уже в названии содержит определение: комикс - это искусство последовательно расположенных изображений. Определение это крайне ёмкое, но недостаточно точное по мнению другого исследователя и комиксиста Скотта МакКлауда. Он использовал определение Айснера как фундамент и описал комикс гораздо подробнее: «комикс - иллюстративные и другие изображения, сопоставленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации и/или получены эстетического отклика от зрителей».
Также многие, в том числе и Айснер, приравнивали комикс к языковой системе. Французский исследователь комиксов Тьерри Гронстин в «The System of Comics» с самого начала обозначает, что рассматривает за своей работе комикс как язык. Но Нил Кон в книге «The Visual Language of Comics» категорично разграничивает комикс и визуальный язык, и предлагает во время анализа отбросить такие определения как «комикс», «манга», «графический роман», вместо этого сосредоточившись на сочетаниях визуального и вербального языков как таковых.
Однако с точки зрения лингвистики комикс представляет собой креолизированный текст. То есть это текст, состоящий из вербальной, - языковой, - и невербальной, - относящейся к другим знаковым системам, - частей. Помимо комиксов к креолизированным текстам относятся иллюстрированные книги, реклама, плакаты и так далее. Особенностью креолизированного текста является то, что его части нельзя воспринимать по-отдельности. Это единое целое, и смысл, который хотела донести до нас автор, появляется именно при сочетания текста и изображения. Читатель воспринимает конструкция из рисунка и текста одновременно, что связано со свойствами человеческой психики.
Иногда под «комиксом» некоторые исследователи подразумевают конкретно американские комиксы, тогда как для японских, например, есть своё название - «манга». Манга отличается от европейского комикса композиционно и почти всегда выполнена тушь, а значит создана в черно-белых тонах. Для корейских и китайских комиксов - названия «манхва» и «маньхуа» соответственно. Комиксы франко-бельгийской школы могут называть «bande dessinée» (с фр. рисованная лента), или сокращённо BD. Хотя под этим названием некоторые подразумевают любые европейские комиксы.
Форматов комиксов также существует достаточно большое количество, есть как общепринятые форматы, так и форматы, публикующиеся лишь в некоторых странах.
Стрип - короткая история, изложенная с помощью небольшого количества изображений на одной странице, чаще всего юмористического характера. Ранее данный формат был представлен только в газетах, где и зародился. Однако сегодня стрипы в огромных количествах появляются в социальных сетях, а самые популярные серии выходят в виде полноценных книг. Чаще всего в формате скрипов представлены юмористические истории с легким нарративом.
Сингл - это журнал от 17 до 24 страниц, формат в основном свойственный для американских комиксов.
Графический роман - цельное произведение, которое выпускается сразу одной книгой, а не раз в месяц небольшими отрывками как периодическое издание. Зачастую является более сложным произведением как с визуальной, так и с повествовательной точки зрения.
Ваншот - комикс, не являющийся продолжением какой-либо серии и содержащий самостоятельную историю.
Нельзя не упомянуть и про веб-комиксы, которые с каждым годом приобретают все большую популярность. Одна из разновидностей комикса - «вебтун», название образовано от сочетания «web» - сеть и «cartoons» - комиксы/мультипликация. Их особенностью является крайне вытянутый формат страницы, что позволяет с большим удобством читать вебтуны с телефона, с использование вертикального скроллинга. Однако это сильно видоизменяет композицию страницы, появляются новые ограничения, например, сложность изображения широкомасштабной сцены с большим количеством деталей.
Комикс сегодня преобразуется в полноценный вид искусства – со своими форматами, жанрами и тематиками. И приобщиться к этому новому виду искусства, стать комиксистом, может каждый. Для этого даже не надо обладать искусными художественными навыками, ведь в основе комикса –захватывающая история, которую нам рассказывает автор.